Способ регулирования момента индукторной электрической машины
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент. Техническим результатом является повышение гибкости управления индукторной электрической машины и обеспечение увеличения его вращающегося момента. Способ регулирования момента индукторной электрической машины заключается в формировании однополярного тока в фазной обмотке путем подачи на обмотку импульсов напряжения с помощью полупроводникового преобразователя частоты таким образом, чтобы фазный ток в процессе управления не уменьшался до нуля. Наличие постоянной составляющей тока в данной обмотке вызывает увеличение момента индукторной электрической машины. 4 ил.
Изобретение относится к электротехнике, а точнее к способам управления индукторными электрическими машинами, имеющими зубчатый безобмоточный ротор и зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полупроводникового преобразователя частоты. Предлагаемый способ регулирования может найти место в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широким диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент.
Известен способ управления электрической машиной (см. патент США 4707650 от 17.11.87). В данном источнике заявляется микропроцессорная система управления, формирующая сигналы управления ключами преобразователя частоты. Система управления позволяет регулировать интервалы включения и выключения ключей в зависимости от скорости вращения электрической машины и ее режима работы (двигательный или генераторный режим). При работе двигателя на высоких частотах в системе управления реализован способ регулирования вращающего момента за счет изменения угла опережения включения ключей. В этом случае двигатель работает в режиме постоянства мощности. При увеличении частоты вращения свыше критической, угол опережения достигает максимального значения и вращающий момент двигателя резко уменьшается. Недостатком данного способа регулирования вращающего момента при работе на частотах вращения выше критической является резкое уменьшение выходной мощности электрической машины. Известен также способ увеличения вращающего момента двигателя (см. патент России 2034393, кл. 6 Н 02 К 19/06 от 14.12.92). Увеличение вращающего момента двигателя происходит за счет подмагничивания магнитной системы электрической машины с помощью постоянных магнитов, размещенных в пазах полюсов статора. Намагниченность каждого магнита направлена согласно намагниченности полюса. Магнитный поток в зубцовой зоне такого двигателя определяется магнитным потоком фазных обмоток, питаемых однополярными импульсами тока, и потоком постоянных магнитов. Учитывая квадратичную зависимость вращающего момента от индукции магнитного поля, вращающий момент при возбуждении полюса будет значительно выше тормозного момента от постоянного магнита при обесточенной катушке. Регулирование вращающего момента в таком двигателе осуществляется изменением угла опережения и интервалов включения и выключения ключей. Недостатком данного способа увеличения вращающего момента двигателя является усложнение конструкции двигателя за счет установки постоянных магнитов, невозможность регулирования степени подмагничивания. Кроме того, установка магнитов невозможна в двигателях, в которых катушки размещены на каждом зубце статора. Предлагаемое изобретение направлено на повышение гибкости управления индукторным двигателем и обеспечение возможности дополнительного увеличения вращающего момента двигателя при работе с максимальной частотой вращения. Способ регулирования момента индукторной электрической машины, заключающийся в том, что формируют однополярный ток в фазной обмотке электрической машины с помощью полупроводникового преобразователя частоты путем подачи на обмотку одного или нескольких импульсов напряжения, в конце зоны подачи напряжения прикладывают один или несколько импульсов напряжения обратной полярности, в котором, согласно данного заявления, изменяют параметры импульсов напряжения, подаваемых на обмотку таким образом, чтобы минимальное значение фазного тока находилось в диапазоне 0,05Imax<I<0,45I, где Imax - максимальное значение фазного тока, Imin - минимальное значение фазного тока. В дальнейшем изобретение поясняется со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показаны: - фиг.1 - схема силовых цепей одной фазы преобразователя частоты; - фиг.2 - механическая характеристика; - фиг.3 - фазный ток и фазное напряжение для первого варианта; - фиг.4 - фазный ток и фазное напряжение для второго варианта. Для формирования фазных токов в обмотках индукторного двигателя с помощью преобразователя частоты подают сигналы управления на включение ключей Т1 и Т2 (см. фиг.1), к обмотке двигателя ОД в момент времени t1 прикладывается напряжение источника питания U и в ней начинает нарастать ток i (см. фиг. 3). В конце зоны подачи положительного напряжения (момент времени t2) закрываются ключи Т1 и Т2, к фазной обмотке двигателя через обратные диоды Д1 и Д2 прикладывается отрицательное напряжение источника питания и в ней начинает быстро спадать ток до нуля (момент времени t3). На фиг.2 показана механическая характеристика индукторного двигателя. В диапазоне частот вращения 0-




Формула изобретения
Способ регулирования момента индукторной электрической машины, заключающийся в том, что формируют однополярный ток в фазной обмотке электрической машины с помощью полупроводникового преобразователя частоты путем подачи на обмотку одного или нескольких импульсов напряжения, в конце зоны подачи напряжения прикладывают один или несколько импульсов напряжения обратной полярности, отличающийся тем, что изменяют параметры импульсов напряжения, подаваемых на обмотку, таким образом, чтобы минимальное значение фазного тока находилось в диапазоне 0,05Imax<I<0,45I, где Imax - максимальное значение фазного тока, Imin - минимальное значение фазного тока.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4