Двигатель внутреннего сгорания
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: устройство содержит поршневой дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, свободную газовую турбину, установленную на общем валу с воздушным компрессором или другим потребителем механической энергии, и соединенную с поршневым двигателем газовой связью, изохорную теплонасосную центрифугу с полым внутрилопаточным замкнутым ротором, заполненным инертными газами, с охватывающим его кольцевым парогенератором, паровую турбину и высокоскоростной обратимый стартовый электропривод с выключающейся, например, электромагнитной муфтой. 1 ил.
Изобретение относится к двигателям, преобразующим тепловую энергию сгорания топлива в механическую энергию, к двигателям, работающим на разных рабочих средах, а более конкретно к поршневым дизельным двигателям с турбонаддувом и свободно поршневым дизельным генератором газа с газовой турбиной, работающей на внешнюю нагрузку.
Известны двигатели внутреннего сгорания, содержащие поршневой двигатель и свободную газовую турбину, установленную на общем валу с воздушным компрессором или с другим потребителем механической энергии и соединенную с поршневым двигателем газовой связью (1), использующие энергию выпускных газов для повышения эффективной мощности двигателя. Выпускные газы поршневого двигателя в зависимости от степени формирования имеют температуру 370 oC 600oC в двухтактных и 500 oC 700oC в четырехтактных. Использование энергии горячих выпускных газов с помощью газовой турбины позволяет поднять КПД дизельных двигателей до 35 oC 37% Однако выпускные газы после срабатывания в газовой турбине еще весьма горячие и уносят значительное количество тепловой энергии в атмосферу. Кроме того, значительная часть тепла снимается системой водяного охлаждения и сдувается вентилятором с водовоздушного радиатора. Использовать это сравнительно низкопотенциальное тепло, составляющее 60 oC 65% от общего количества тепла сгорания топлива, не удается, поскольку все известные теплообменники регенераторы еще более понижают температурный потенциал уходящих газов. Известна также теплосиловая установка с применением активного регенератора теплового насоса (2). Однако тепловой насос этого устройства, работающий по парокомпрессионной схеме обратного цикла Карно, не способен обеспечить одновременно высокий теплоподъем (нагрев) и высокую эффективность преобразования тепла. Задачей изобретения является существенное повышение эффективности преобразования тепловой энергии в поршневом двигателе внутреннего сгорания далеко за пределы, установленные идеальным циклом Карно, например до 80 oC 90% и выше. Естественно, такая задача может быть решена только при полном усвоении тепловой энергии топлива и привлечении энергии окружающей среды. Эта задача может быть решена применением активного регенератора тепла - центробежного изохорного теплового насоса с замкнутым ротором, заполненным самыми эффективными рабочими газами (3), а именно тем, что на общем валу со свободной газовой турбиной дополнительно установлены изохорная теплонасосная центрифуга с полым замкнутым ротором, заполненным криптоном, ксеноном или их смесью, с охватывающим его кольцевым трубчатым парогенератором паровая турбина и высокоскоростной обратимый стартовый электропривод с выключающейся, например электромагнитной муфтой, при этом парогенератор, охватывающий изохорную центрифугу, связан паропроводом с входом паровой турбины, а ее выход с холодной приосевой зоной центрифуги и входом парогенератора, при этом приосевая зона центрифуги замкнута на рубашку водяного охлаждения двигателя. Устройство схематически представлено на чертеже. Устройство включает в себя поршневой дизельный двигатель с рубашкой водяного охлаждения, свободную газовую турбину 2, установленную на общем валу с воздушным компрессором 3 или с другим потребителем механической энергии и соединенную с поршневым двигателем газовой связью. На общем валу с газовой турбиной дополнительно установлены изохорная теплонасосная центрифуга с полым замкнутым ротором 4, заполненным инертным газами с минимальной теплоемкостью криптноном, ксеноном или их смесью с охватывающим ротор кольцевым трубчатым парогенератором 5, далее паровая турбина 6 и высокоскоростной стартовый электропривод 7 с выключающейся, например электромагнитной муфтой 8. Парогенератор центрифуги соединен паропроводом с входом паровой турбины, а ее выход с холодной приосевой зоной центрифуги 9, ресивером 10, циркуляционным насосом 11. Холодная приосевая зона центрифуги замкнута гидравлической связью на рубашку водяного охлаждения двигателя. Поршневой двигатель при этом может быть выполнен со свободно движущимися поршнями и не иметь собственного вала. Устройство работает следующим образом. Топливо впрыскивается в цилиндры двигателя и сгорает в них. Горячие газы при расширении в цилиндрах создают крутящий момент на валу двигателя или сжатый газ в газогенераторе. Выпускные газы, имеющие достаточно высокие температуру, давление и скорость, дополнительно расширяются в газовой турбине 2 и отдают ей свою энергию, вращая вал с компрессором 3 или другим потребителем. Скорость вращения газовой турбины определяется параметрами выпускных газов и может достигать 50 oC 80 тыс. об/мин. Энергия выпускных газов, утилизированная с помощью газовой турбины 2, возвращается с сжатым в компрессоре 3 воздухом в двигатель 1 (турбонаддув) или передается другому потребителю. Паровая турбина 6 утилизирует низкопотенциальное тепло, снимаемое жидкостной системой охлаждения. Но температурный потенциал этого тепла совершенно недостаточен для прямого срабатывания в турбине даже на легкокипящих рабочих средах, т.к. его энергия слишком мала, хотя его количество составляет более 50% от общего. Поэтому его потенциал предварительно повышается до значений, оптимальных для работы паровой турбины, т.е. до 500 oC 600 oC. Повышение потенциала тепла происходит в изохорной теплонасосной центрифуге, в ее полом замкнутом роторе 4, заполненном тяжелыми инертными газами. При вращении ротора рабочий газ, заполняющий его полость, сжимается на периферии и расширяется в приосевой зоне. В центробежном поле центрифуги возникает радиальный температурный градиент.










1. Орлин А.С, Алексеев В.П. и др. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Маш. М. 1970, с. 50, 366, 320. 2. Шелест А.Н. Тепловой двигатель. А.с. N 70147 31.01.48. 3. Заявка ФРГ N 1014131, F 25 В (17а5), 20.02.58.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1