Комбинированный двигатель внутреннего сгорания с регенератором
Использование: в двигателестроении, как в стационарных, так и в передвижных установках с комбинированными ДВС, например, в дизельных электростанциях. Сущность: комбинированный ДВС состоит из поршневой части, силовой турбины на одном валу с компрессором наддувочного воздуха и регенератора. Отработанные газы из цилиндра поршневой части поступают в силовую турбину, а затем, пройдя через регенератор и охладясь, выбрасываются в окружающую среду. Атмосферный воздух, пройдя через компрессор, нагревается в регенераторе и поступает в цилиндр поршневой части. Изобретение обеспечивает существенно увеличить экономичность комбинированных двигателей внутреннего сгорания. 2 табл., 2 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано как для стационарных, так и для передвижных установок.
Известны комбинированные двигатели, состоящие из поршневого ДВС, газовой турбины и компрессора. Отработавшие в ДВС газы приводят в действие газовую турбину и компрессор, подающий сжатый воздух в цилиндр поршневого двигателя [1,с.15]. Однако в таких двигателях температура газов, выходящих из газовой турбины в атмосферу, относительно велика (330-500oC), из-за чего значительны потери теплоты "с отработанными газами". Наиболее близким к предлагаемому двигателю является комбинированный двигатель, содержащий поршневую часть, силовую турбину на одном валу с компрессором наддувочного воздуха и теплообменник-охладитель наддувочного воздуха. Отработанные газы из поршневой части поступают на вход силовой турбины, а затем выходят в окружающую среду. Атмосферный воздух поступает на вход компрессора, выходит из него с более высокой температурой, проходит через теплообменник-охладитель и охлажденный поступает в поршневую часть. На второй вход теплообменника-охладителя подается охлаждающий теплоноситель и подогретый в нем выходит в окружающую среду [1,с.17]. Недостатком этого двигателя тоже является высокая температура отработанных газов, выбрасываемых в окружающую среду из силовой турбины, а также потери теплоты в окружающую среду с охлаждающим теплоносителем, выходящим из теплообменника-охладителя, кроме того, необходимы затраты дополнительной энергии для подачи охлаждающего теплоносителя в теплообменник. Все это в совокупности понижает КПД двигателя. Целью изобретения является повышение экономичности комбинированного двигателя путем уменьшения потерь теплоты с отработанными газами и с охлаждающим наддувочный воздух теплоносителем. Цель достигается тем, что в комбинированном ДВС, содержащем поршневую часть, силовую турбину на одном валу с компрессором наддувочного воздуха и теплообменник, причем отработанные газы из поршневой части поступают на вход силовой турбины, а атмосферный воздух, пройдя через компрессор и через теплообменник, подается в поршневую часть, согласно изобретению теплообменник выполняет функцию регенератора, на второй вход которого подаются отработанные газы из выхода силовой турбины, и выбрасываются в атмосферу из второго выхода регенератора. На фиг. 1 представлена схема предлагаемого комбинированного ДВС с регенератором, где 1 - поршневая часть; 2 - силовая турбина; 3 - компрессор; 4 - регенератор; 5 - вал, соединяющий силовую турбину и компрессор наддувочного воздуха. Термодинамический цикл работы предлагаемого двигателя в координатах температура - энтропия (t-S) приведен на фиг.2, где 1-2 - адиабатное сжатие воздуха в компрессоре, 2-a - изобарный подогрев воздуха в регенераторе, a-c - адиабатное сжатие в цилиндре, поршневой части, c-z - изохорный подвод теплоты в цилиндре, z-b - адиабатное расширение в цилиндре, b-a - изохорное падение давления в цилиндре с превращением потенциальной энергии газа в кинетическую энергию его потока, a-3 - изобарное расширение газа в трубопроводе с превращением кинетической энергии потока в потенциальную перед турбиной постоянного давления, 3-4 - адиабатное расширение газа в турбине, 4-5 - изобарное охлаждение газа в регенераторе, при этом теплота отдается воздуху, вышедшему из компрессора, 5-1 - изобарный отвод теплоты в окружающую среду. Параметры газа в крайних точках процессов цикла приведены в табл.1. В других вариантах предлагаемого двигателя подвод теплоты в цилиндре поршневой части может быть изобарным или смешанным, а силовая турбина может быть и "импульсной". Расчет всего цикла произведен для 1 кг воздуха, показатель адиабаты которого K=1,4, а газовая постоянная R=0,287 кДж/кг







Формула изобретения
Комбинированный двигатель внутpеннего сгоpания с регенератором, содержащий поршневую часть, силовую турбину на одном валу с компрессором и теплообменник, причем выход отработанных газов поршневой части связан с входом силовой турбины, а компрессор соединен своим входом с атмосферой, а выходом с первым входом теплообменника, первый выход которого соединен с входом поршневой части, а второй выход с атмосферой, отличающийся тем, что теплообменник, соединенный вторым входом с выходом силовой турбины, выполняет функцию регенератора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3