Способ приготовления шарикового катализатора для риформинга бензиновых фракций
Использование: в нефтепереработке. Сущность: приготовление шарикового катализатора для риформинга бензиновых фракций ведут путем растворения алюминийсодержащего реагента в водном растворе азотной кислоты или нитрата алюминия с образованием золя гидроксисоли алюминия. Полученный золь нейтрализуют водным раствором аммиака до достижения pH не менее 11,0. Суспензию обрабатывают раствором азотной кислоты или нитрата алюминия до достижения мольного соотношения азотной кислоты и алюминия, равного 0,7 - 1,3. Упаривают полученный золь до концентрации алюминия 110 - 140 г/л. Формуют в виде капель в формообразующей жидкости и капли подвергают созреванию. Сферические гранулы гидроксида алюминия отмывают, сушат, прокаливают. Полученный носитель пропитывают активными компонентами, сушат и прокаливают. В качестве алюминийсодержащего реагента используют металлический алюминий или смесь алюминия с гидроксидом алюминия. В качестве формообразующей жидкости используют 6 - 30%-ный водный раствор аммиака. 2 з. п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам приготовления шариковых катализаторов для риформинга бензиновых фракций.
Для процесса риформинга с непрерывной регенерацией (движущимся слоем) катализатора пригодны только контакты с формой гранул, близкой к идеальной сферической и достаточно узким распределением сфер по размерам. Известен способ получения катализатора риформинга на гранулах носителя активного оксида алюминия шариковой формы методом т.н. углеводородно-аммиачной формовки. Этот способ состоит в глубокой пептизации гидроксида алюминия водными растворами минеральных или органических кислот с получением псевдозоля и капельном диспергировании его в углеводородную жидкость (керосин) и далее в раствор аммиака и последующих операциях старения (созревания) и термообработки шариков носителя, нанесения активных компонентов (платины, металлов-промоторов и галогена) и термообработки катализатора [1] Этот способ позволяет получать достаточно прочные сферические гранулы катализаторов риформинга, однако для него характерны некоторые недостатки, а именно: широкое распределение шариков по размерам; отклонение формы гранул от сферической и шероховатая поверхность шариков; высокая насыпная плотность катализатора, обычно более 0,64 г/см3; сравнительно низкий объем пор, не выше 0,75 см3/г. Это приводит к тому, что селективность и стабильность катализаторов риформинга, получаемых этим способом, в условиях непрерывной регенерации недостаточны, а истираемость и нарушения упаковки слоя гранул недопустимо велики. Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности является способ приготовления шарикового катализатора для риформинга бензиновых фракций, в соответствии с которым металлический алюминий растворяют в водном растворе соляной кислоты или хлорида алюминия с получением истинного золя гидрохлорида алюминия с мольным отношением Cl:Al от 0,5 до 1,0 [2] Этот золь нейтрализуют водным раствором основания, обычно уротропина (гексаметилентетрамина), а затем диспергируют в формообразующую жидкость с целью получения шарообразных капель. Для этого применяют преимущественно углеводородное масло (типа индустриального или турбинного) с высокой температурой (не ниже 90оС). Образовавшиеся сферические частицы подвергают длительному созреванию в масле в течение 10-18 ч, а затем старению в слабом растворе аммиака (4-7%-ном) и, наконец, отмывают водой от примесей, в основном от масла и хлористого аммония. Полученные шарики сушат в атмосфере воздуха в течение нескольких часов при температуре 100-120оС, а затем прокаливают при 550-630оС. Существенно, что высокий верхний предел температуры прокаливания вызван необходимостью удаления следов масла из носителя. На полученные шарики носителя наносят известным способом платину, металлы промоторы и галоген [3] Описанный способ позволяет получать гранулы, по форме близкие к идеальным сферам, с узким распределением по размерам, с низкой насыпной плотностью (0,52-0,58 г/см3), высоким объемом пор (0,8-0,9 см3/г и более) и, как следствие, с низкой истираемостью в процессе с движущимся слоем и с приемлемыми уровнями активности и стабильности. Вместе с тем рассмотренный способ имеет ряд недостатков: необходимость применения горячего углеводородного масла и уротропина, что усложняет основную технологическую цепочку и технологию утилизации сточных вод; использование соляной кислоты, что приводит к некоторым коррозионным проблемам и затрудняет реализацию получаемой в качестве побочного продукта соли аммония (хлорида); длительные выдержки в масле и аммиаке, продолжительные операции сушки и прокаливания, что делает технологическую схему громоздкой и усложняет оформление процесса в непрерывном режиме; недостаточная селективность получаемых катализаторов в риформинге бензиновых фракций. Целью изобретения является создание способа приготовления шарикового катализатора для риформинга бензиновых фракций, который позволил бы повысить селективность и стабильность катализатора, уменьшил бы его истираемость в процессе работы. Предлагается способ приготовления шарикового катализатора для риформинга бензиновых фракций, содержащего активные компоненты платину, галоген, промотор на носителе активном оксиде алюминия, путем растворения алюминийсодержащего реагента в водном растворе азотной кислоты или нитрата алюминия с образованием золя гидроксисоли алюминия, нейтрализации полученного золя водным раствором аммиака до достижения рН не менее 11,0, обработки полученной суспензии раствором азотной кислоты или нитрата алюминия до достижения мольного отношения NO3: Al, равного 0,7-1,3 с последующим упариванием золя до концентрации алюминия 110-140 г/л, капельного формования золя в формообразующей жидкости и созревания сферических гранул гидроксида алюминия, отмывки, сушки, прокаливания, пропитки полученного носителя активными компонентами, сушки и прокаливания катализатора. В качестве алюминийсодержащего реагента используют металлический алюминий или смесь алюминия с гидроксидом алюминия. В качестве формообразующей жидкости используют 6-30%-ный водный раствор аммиака. Существенными отличительными признаками предлагаемого способа является использование в качестве минеральной кислоты азотной кислоты, в качестве щелочного агента водного раствора аммиака, проведение нейтрализации золя гидроксисоли алюминия до достижения рН не менее 11,0, обработка полученной суспензии раствором азотной кислоты или нитрата алюминия до достижения мольного отношения NO3: Al, равного 0,7-1,3, с последующим упариванием золя до концентрации алюминия 110-140 г/л. Анализ известных технических решений в области производства шарикового катализатора для риформинга бензиновых фракций позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками предлагаемого технического решения, то есть о соответствии технического решения требованию изобретательского уровня. Способ осуществляют следующим образом. Металлический алюминий или смесь алюминия с гидроксидом алюминия растворяют в недостатке азотной кислоты или раствора нитрата алюминия, получая истинный золь гидроксинитрата алюминия. Этот золь нейтрализуют водным раствором аммиака до рН не менее 11,0, к полученной суспензии добавляют азотную кислоту или нитрат алюминия, доводя мольное отношение NO3: Al до 0,7-1,3, и полученный рабочий золь упаривают до концентрации алюминия 110-140 г/л. Рабочий золь через диспергирующее устройство закапывают в водный раствор аммиака с концентрацией 6-30% где выдерживают от 1 до 5 мин. Затем свежесформованные шарики отмывают водой от примеси нитрата аммония, высушивают носитель на воздухе при 100-150оС и прокаливают при температуре 500-550оС, пропуская через слой шариков воздух-теплоноситель. Затем на носитель наносят платину, галоген, промоторы, из истинного раствора известным способом. Избыток воды удаляют путем упаривания, а затем полученный катализатор сушат при 100-150оС и прокаливают при 480-520оС в токе осушенного воздуха. Способ может быть использован и для приготовления шариковых катализаторов риформинга, имеющих в своем составе серу. В качестве осерняющего агента используют водные растворы серосодержащих минеральных или органических кислот и их аммонийных солей. К их числу относятся серная кислота, пероксосерная, надсерная, пероксодисерная, сернистая, тиосерная, сульфансульфоновые кислоты, тиосернистая, политионовые кислоты типа Н2SхО6 (Х= от 3 до 6), дитионовая кислота, тиогликолевая, сульфосалициловая кислоты, аммонийные соли типа сульфата аммония, сульфита аммония, бисульфата аммония и т.п. Для введения серы в носитель гранулы последнего приводят в контакт с серосодержащим агентом непосредственно перед операцией нанесения активных компонентов. Перед эксплуатацией или испытаниями катализатор восстанавливают электролитическим водородом или водородсодержащим газом, ВСГ (не менее 90% Н2), в следующих условиях: температура 380-520оС в зависимости от промотора, давление 0,7 МПа, длительность 4-6 ч, скорость подачи Н2 (ВСГ) около 1000 об./1 об. катализатора в час. Испытания катализатора проводят на пилотной установке на гидроочищенной бензиновой фракции, выкипающей в пределах 85-180оС, при давлении 0,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 1500 нл/л cырья. При этом селективность процесса определяют как выход стабильного (дебутанизированного) катализата с октановым числом по исследовательскому методу (ИОЧ) равном 105, а активность как температуру, требуемую для получения бензина с данным ИОЧ (чем выше температура, тем ниже активность). Для определения стабильности скорость подачи сырья увеличивают до 2,0 ч-1, а кратность циркуляции ВСГ снижают до 1000, причем опыт проводят при 515оС (жесткие условия). Стабильность выражают как падение активности (рост температуры) между 20-ым и 100-ым часами испытания в жестком режиме. Из приведенных ниже примеров и таблицы видно, что катализаторы, полученные в соответствии с изобретением, имеют меньшую истираемость (т.е. меньше процент потерь катализатора и платины и ниже удельный расход катализатора) и более высокую селективность, а также стабильность, и, кроме того, характеризуются более экономной технологией приготовления, что выражается в отказе от использования уротропина и масла, нагрева формообразующей жидкости, резком сокращении длительности всех операций, начиная с рабочего золя, а также упрощении схемы утилизации сточных вод. П р и м е р 1. Взято 52,9 г металлического алюминия (чистота 99,985%), 129,8 г 60%-ного раствора азотной кислоты (74,04 г НNO3) и 0,54 л дистиллированной воды. Алюминий при непрерывном перемешивании и нагревании до кипения в течение 12 ч растворяли в кислоте и получали истинный золь гидроксинитрата алюминия с мольным отношением NO3/Al 0,5 и концентрацией алюминия 80 г/л. К полученному золю при непрерывном перемешивании добавили по каплям 20% -ный раствор NH4OН до рН 11,2. После перемешивания к полученному промежуточному золю добавили расчетное количество раствора азотной кислоты (41,16 г 60% -ного раствора, или 24,7 г HNO3) до достижения конечного мольного отношения NO3/Al в золе 0,7. Затем путем кипячения из золя выпарено 330 мл воды таким образом, что концентрация алюминия в конечном (рабочем) золе стала равной 110 г/л. Полученный рабочий золь через вибрационный дозатор был по каплям диспергирован в колонну с 20%-ным раствором NH4OН. Время пребывания каждой капли (шарика) в формообразующем аммиаке составило 3 мин, после чего шарики гидроксида алюминия были отмыты водой на нутч-фильтре от нитрата аммония. Отмытые от соли шарики были высушены в сушильном шкафу при 120оС на воздухе, а затем прокалены при 550оС в течение 3 ч в токе сухого воздуха (точка росы не выше минус 40оС), подаваемого со скоростью 50 л/ч (объемная скорость 1000 ч-1). Истираемость прокаленных шариков носителя при определении по стандартной методике (в мельнице И.Ф.Х) составила 2% Порция готовых шариков носителя, равная 25,0 г в пересчете на Al2O3, была вакуумирована до остаточного давления 20 мм рт.ст. а затем приведена в контакт с 36 см3 водного раствора, содержащего 0,19 г Н2PtCl6, 0,22 г SnCl4 и 1,04 г 36%-ного раствора НСl. Катализатор и пропитывающий раствор перемешивали в течение 1 ч без внешнего обогрева, после чего температуру повысили до 80оС и пропитку продолжали при температуре


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2