Способ дагиса восстановления изношенных шеек валов
Изобретение относится к восстановлению изношенных шеек валов различного назначения и может найти применение в различных отраслях машиностроения и автомобилестроения. Сущность способа заключается в следующем; выполняют обработку изношенных шеек валов, установку и закрепление на шейках дополнительных ремонтных деталей, выполненных в виде ремонтных полуколец, поджатие их к шейкам и соединение их стыков сваркой, обработку шеек с ремонтными полукольцами на заданные размеры. Кроме того применяют ремонтные полукольца, конструкция отдельных элементов которых выбрана с учетом необходимости упрощения процесса сборки и ориентации их на шейках. Для выбора диаметра шеек перед установкой ремонтных полуколец применены новые интервалы толщин ремонтных деталей. 2 ил.
Изобретение относится к способам восстановления изношенных шеек валов различного назначения, включающим установку и закрепление на изношенных и поврежденных шейках дополнительных ремонтных деталей. В частности, изобретение предназначено для восстановления изношенных шеек, например, коленчатых валов автотракторных двигателей, компрессоров, вакуумных насосов и других поршневых машин на ремонтных предприятиях, путем установки и закрепления на шейках ремонтных деталей, выполненных в виде сменных тонкостенных ремонтных полуколец (секторов).
Известен способ восстановления изношенных шеек валов металлорежущих станков, включающий установку дополнительных ремонтных деталей в виде колец [1] Согласно этому способу-аналогу для восстановления шеек ремонтные детали изготавливают без учета их оптимальной остаточной толщины, которая остается на изношенных восстановленных шейках. Шейки обрабатывают перед установкой ремонтных деталей до диаметров, не учитывающих рациональную остаточную толщину ремонтных деталей после их изнашивания. По способу-аналогу толщину ремонтных деталей для шеек выбирают от 2,5 мм до 15% от номинального их диаметра. Известен способ-аналог восстановления шеек валов [2,3] согласно которому шейки чугунных коленчатых валов автомобильных двигателей ГАЗ-53 восстанавливают установкой ремонтных полуколец, изготовленных из листовой стали. С учетом припусков механическую обработку поверхностей, толщину заготовок выбирают равной 3 мм, а после восстановления шеек на номинальные размеры, получают толщину полуколец, равную 2 мм или 3,3 и 2,8 процента от диаметра. При восстановлении шеек полукольца между собой в стыках соединяют сваркой с одновременной приваркой их к шейкам. Основными недостатками способа-аналога является то, что толщину заготовок ремонтных полуколец и диаметры шеек выбирают недостаточно обоснованно без учета необходимой минимальной остаточной толщины ремонтных полуколец на изношенных шейках, определяющих как правило ресурс восстановленных валов, прочность и износостойкость шеек и валов. Широкий диапазон вариаций толщин ремонтных полуколец в способах-аналогах в пределах от 2,8 до 15% от диаметров увеличивает вероятность обработки шеек на нерациональные диаметры. Известен способ-прототип [4] ремонта шеек коленчатых валов установкой ремонтных полуколец, который по своей технической сущности является наиболее близким предлагаемому. По способу-прототипу изношенные шейки коленчатых валов обрабатывают на заданные размеры под ремонтные детали, изготовленные с применением механической и термической обработки двух стальных закаленных полуколец (секторов) разной толщины. В стыках задают зазор равный 3 мм и изготавливают фаски под сварку. В процессе восстановления ремонтные полукольца поджимают к шейкам и в стыках их сваривают между собой без приварки к шейке. Недостатки способа-прототипа заключаются в следующем. В способе-прототипе не оговорен интервал варьирования остаточной толщины ремонтных полуколец (секторов), с учетом которого целесообразно выбирать их толщину, не учитывается наибольший износ шеек в эксплуатации и ремонтные размеры шеек. В способе-прототипе задана толщина заготовок 10,6% и не учитывает указанные факторы. Недостатком способа-прототипа является и то, что ремонтные детали изготавливают разной толшины. Опыт восстановления шеек валов показал, что толщина ремонтных полуколец, равная 10,6% недопустима из-за недопустимого ослабления прочности, например, коленчатых валов. Поэтому целью и достигаемым техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности шеек и валов за счет применения регламентированного интервала остаточной толщины ремонтных полуколец после изнашивания, регламентирование диаметров шеек, подготовленных для установки ремонтных полуколец, с учетом предельных износов и количества ремонтных размеров. Существенными признаками, достаточными для достижения более высокого технического результата и цели способом восстановления изношенных шеек валов, включающим обработку изношенных шеек под ремонтные детали, которые изготавливают в виде ремонтных полуколец (секторов), устанавливают ремонтные детали на шейки, сварку их стыков и механическую обработку шеек в сборе с ремонтными деталями является то, что шейки валов обрабатывают до диаметра: d dн



d1 dн

tз t + Zвн + Zнар, которые обрабатывают в процессе восстановления до толщины
t

Схемы составляющих t, Zвн, Zнар и Zос толщины заготовок показаны на фиг. 1 и фиг.2. Способ восстановления шеек по фиг.1 и фиг.2 включает следующую совокупность и последовательность операций. Выбирают остаточную толщину ремонтных полуколец на шейках Zос после изнашивания шеек, определяют количество ремонтных размеров и разность между диаметрами смежных ремонтных размеров



d1ш dнш




Определим диаметр коренной шейки, подготовленной для установки ремонтных полуколец
d1к dнк




Определим толщину ремонтных полуколец после восстановления шеек
t

В нашем примере проведем расчет толщины заготовок для ремонтных полуколец шатунных шеек. Находим толщину ремонтных полуколец после обработки шеек на номинальные размеры в процессе восстановления
t


Изготовим ремонтные детали из заготовок толщиной
tз t + Zвн + Zнар
Если общие припуски на обработку внутренних и наружных поверхностей будут равными Zвн Zнар 0,5 мм, то толщина заготовки ремонтного полукольца будет
tз 2 + 0,5 + 0,5 3,0 мм. После указанных расчетов изготавливают ремонтные полукольца и приступают к восстановлению шеек коленчатого вала. Шлифуют шатунные и коренные шейки соответственно до диаметров 56 и 66 мм. Устанавливают коленчатый вал в подставку-кантователь, предназначенный для сборки шеек с ремонтными полукольцами и сварки стыков. Стальные закаленные ремонтные полукольца, изготовленные согласно проведенным расчетам, устанавливают на шейки, совмещают отверстия в ремонтных полукольцах с отверстиями в шейках, выравнивают зазоры в стыках, а также боковые зазоры. Поджимают ремонтные полукольца к шейкам и производят их прихватку к шейкам в одном стыке электросваркой. Подогревают коленвал. Поджимают ремонтные полукольца к шейкам в нагретом состоянии при помощи приспособления с заданным усилием и сваривают один стык на каждой шейке окончательно. Затем поочередно поджимают и сваривают другие стыки. Снимают вал со стенда и отправляют на медленное охлаждение. Температура окружающей среды при сварке должна быть не менее + 15оС. Сваривают стыки ремонтных полуколец между собой и с шейкой сварочной проволокой Св 08Г2С ГОСТ 2246-70 диаметром 1 или 1,2 мм в среде углекислого газа при сварочном токе 120-140 А. Напряжение в процессе сварки 21-23 В. После охлаждения шейки шлифуют на заданные размеры. Предложенный способ восстановления шеек валов обладает следующими технико-экономическими преимуществами. 1.В целом способ обеспечивает повышение надежности и качества восстановленных валов. Достигается этот эффект за счет обработки шеек на более обоснованные диаметры перед установкой ремонтных полуколец. 2. Изобретение дает возможность получить следующий дополнительный, частный положительный эффект:
применить для изготовления ремонтных полуколец заготовок более обоснованной толщины и уменьшить процент брака, возникающего при восстановлении;
исключена возможность установки на шейках необоснованно тонких ремонтных полуколец, сопровождающихся уменьшением ресурса по износостойкости;
исключена возможность установки на шейках необоснованно завышенной толщины ремонтных полуколец и уменьшения прочности валов.
Формула изобретения
d1=dн-

а ремонтные детали изготавливают из заготовок толщиной
t3 t + zвн + zнар,
которые обрабатываются до толщины

где dн номинальный диаметр шейки по рабочим чертежам;

n количество ремонтных размеров;
zос остаточная толщина ремонтных деталей после износа, равная (1 5%) от номинального диаметра;
zвн общий припуск на обработку внутренней поверхности ремонтной детали;
zнар общий припуск на обработку наружной поверхности ремонтной детали.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2