Клиновая задвижка
Использование: для герметичного перекрытия трубопроводов с водой, паром и неагрессивными жидкостями. Сущность изобретения: к корпусу с наклонными уплотнительными поверхностями и крышкой прикреплено донышко. В корпусе перемещается возвратно-поступательно шпиндель, соединенный с клиновым запорным органом. Донышко выполнено в виде мембраны, присоединенной к корпусу сварным швом. Мембрана может быть выполнена или сферической, или плоской, или гофрированной формы. Толщина мембраны меньше толщины стенки корпуса не менее, чем в 2,5 - 3 раза. 4 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к арматуростроению, а именно к запорной трубопроводной арматуре, и может быть использовано для герметичного запирания трубопроводов с водой, паром и неагрессивными жидкими средами.
Известно множество клиновых задвижек, корпуса которых могут иметь литую или сварную конструкцию. Известна задвижка, содержащая корпус с крышкой, внутри которого размещены запорный орган и посадочное кольцо с уплотнительными поверхностями (Патент СССР N 1222206, кл. F 18 K 3/14, 1983). Запорный орган выполнен из двух дисков в форме конуса. Диски снабжены уплотнительными поверхностями и присоединены к шпинделю, на конце которого имеется привод. Известна задвижка, содержащая корпус с патрубками, в котором размещен затвор, состоящий из клиновых дисков с уплотнительными поверхностями (авт. св. СССР N 1672066, кл. F 15 K 3/18, 1989). Между дисками установлен распорный элемент в виде пластины. Затвор связан со штоком, фиксируется в направляющих и опирается на седла. Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату является клиновая задвижка, содержащая корпус, во внутренней полости которого между концами магистральных патрубков расположен запорный орган, состоящий из двух запорных дисков и соединенный со шпинделем, возвратно-поступательно перемещающимся в корпусе задвижки (авт.св. СССР N 1707383, кл. F 16 K 3/12, 1989). Конструкция этой задвижки позволяет повысить ее ремонтопригодность, но только в части ее отдельных элементов (узлов). Однако эта задвижка, как и все вышеупомянутые задвижки, становится не ремонтопригодной в случае разрушения корпуса или его узлов из-за повышения давления рабочей среды, в частности воды, проходящей через полость корпуса, например, при случайном замерзании воды от понижения температуры окружающего воздуха, что нередко встречается на практике, особенно в районах Крайнего Севера и полярных широтах. Разрушение корпуса, а также отдельных узлов задвижки приводит к полному выходу задвижки из эксплуатации и непригодности ее к ремонту и восстановлению. За счет этого снижается срок службы задвижки. Задача изобретения создание такой конструкции клиновой задвижки, которая бы повысила ремонтопригодность ее за счет восстановления корпуса задвижки и тем самым значительно увеличила срок службы. Постановка такой задачи вызвана тем, что, как известно, на практике имеют место случаи полного разрушения корпусов задвижек или отдельных ее частей при случайном замерзании воды в корпусах задвижек и от расширения льда. В таких случаях происходит нарастание давления внутри корпуса задвижки, которое воздействует на все его стенки, во всех направлениях одинаково, что приводит к разрушению корпуса или отдельных элементов задвижки. Повреждение элементов неизбежно приводит к потере запирающего свойства задвижки, а в случае разрушения корпуса к полной утрате ремонтопригодности задвижки. Работы по исправлению, например, запорных посадочных мест или самого корпуса очень трудоемки, а затраты на эту работу могут превысить в несколько раз затраты на изготовление новой задвижки. По данным судоремонтных предприятий 90-95% аварийной запорной арматуры судовых трубопроводов, в том числе и клиновых задвижек, вышедших из строя в результате замерзания зоны, не подлежат восстановлению, т.е. полностью теряют ремонтопригодность. В то же время известно, что стоимость запорных устройств в трубопроводных системах различных установок составляет от 40 до 65% от стоимости всей системы трубопроводов. Вот почему повышение ремонтопригодности клиновых задвижек и увеличение срока их службы являются острой, актуальной проблемой в арматуростроении, в частности для судостроения и судоремонта Цель изобретения усовершенствование известной клиновой задвижки с одновременным повышением ее ремонтопригодности и увеличением срока службы. Для этого в клиновой задвижке, содержащей корпус с наклонными уплотнительными поверхностями, крышку и присоединенное к корпусу донышко, возвратно-поступательно перемещающийся в корпусе шпиндель, соединенный с запорным органом в виде клинового затвора, донышко корпуса выполнено в виде металлической мембраны, которая по периметру приварена к корпусу сварным швом. Донышко может быть выполнено либо сферическим, либо плоским, либо гофрированным, причем толщина мембраны не менее, чем в 2,5-3 раза меньше толщины стенки корпуса. Совокупность всех этих отличительных признаков позволяет получить технический результат, заключающийся в повышении ремонтопригодности и увеличении срока службы задвижки. Доказательством последнего утверждения является следующее обоснование. Выполнение донышка корпуса в виде металлической мембраны с гофрами, за счет чего оно становится податливым, т.е. способным прогибаться, позволяет в начальный момент замерзания воды в полости задвижки понизить давление внутри корпуса ниже критического (ниже давления разрушения) и на какое-то время приостановить момент разрушения задвижки, так как гофры, растягиваясь, позволяют в то же время донышку прогибаться наружу, увеличивая объем полости корпуса, и таким образом способствуют понижению давления внутри корпуса ниже критического. Выполнение донышка с толщиной стенки

Формула изобретения
1. КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА, содержащая корпус с наклонными уплотнительными поверхностями, крышкой и присоединенным к нему донышком, возвратно-поступательно перемещающийся в корпусе шпиндель, соединенный с клиновым запорным органом, отличающаяся тем, что донышко корпуса выполнено в виде мембраны, присоединенной к корпусу сварным швом. 2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что мембрана выполнена сферической формы. 3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что мембрана выполнена плоской. 4. Задвижка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что мембрана выполнена гофрированной. 5. Задвижка по пп.1 - 4, отличающаяся тем, что толщина мембраны меньше толщины стенки корпуса не менее чем в 2,5 - 3,0 раза.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4