Космический аппарат с солнечным парусом
Изобретение относится к космической технике, конкретно к космическим аппаратам ( КА ), использующим для управления своим движением солнечное световое давление; кроме того, КА может применяться в качестве отражателя для освещения поверхности планеты. Сущность изобретения состоит в том, что парус выполнен в виде узких длинномерных крыльев из тонкой зеркальной пленки, взаимодействующих внешними концевыми торцами с внешним опорным ободом и закрепленных внутренними концами на центральной части КА. Поворот зеркальной поверхности крыльев относительно светового потока производится электроприводами (соленоидного типа, с винтовыми преобразователями движения сердечников), установленными на внешнем ободе и связанными (винтовыми парами) с концевыми торцами крыльев. Ширина крыльев убывает, а толщина возрастает от периферии к центру. По командам системы управления могут быть задействованы все или некоторые электроприводы, в результате произойдет разворот всех или некоторых крыльев на определенные углы кручения, что приведет к изменению тяги солнечного паруса и / или возникновению управляющего момента светового давления для требуемого изменения ориентации паруса вместе с КА. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к космической технике, конкретно к космическим аппаратам (КА), использующим для управления своим движением солнечное световое давление.
Наиболее близким аналогом из числа известных является КА с солнечным парусом, содержащий центральную часть корпуса, радиальные длинномерные крылья из тонкой отражающей пленки с укрепленными на их внешних концевых торцах стержнями, внешний опорный обод, с которым указанные стержни взаимодействуют посредством радиальных шарнирных осей и электродвигателей поворота внешних торцев крыльев в этих осях, связанные с электродвигателями источники электроэнергии и управляющее устройство [1] Недостатком известного КА является то, что при большой длине крыльев, необходимой для получения требуемой площади светоотражающей поверхности, возникает ряд проблем с выбором технических средств управления наклоном плоскостей крыльев к световому потоку, которые в известном техническом решении не преодолены в полной мере. Технический результат состоит в разработке указанных выше средств управления, обладающих небольшими массой и энергопотреблением при обеспечении достаточных точности и надежности управления солнечным парусом КА. Данный технический результат достигается тем, что в известном КА с солнечным парусом крылья выполнены с шириной, убывающей от внешних торцев к центральной части корпуса, и закреплены на этой части своими внутренними концами, а электродвигатели установлены на радиальных шарнирных осях. Кроме того, электродвигатели поворота внешних торцев крыльев могут быть выполнены в виде соленоидов с сердечниками, причем обмотки соленоидов закреплены на элементах радиальных осей, неподвижных относительно опорного обода, а сердечники связаны со стержнями и образуют винтовые пары с этими элементами. На фиг. 1 дан космический аппарат в развернутом состоянии во время полета: а вид сбоку, б по направлению оси вращения; на фиг. 2: а поперечное сечение торцевых стержней крыльев; б возможное поперечное сечение стержней опорного обода; в соединение стержней опорного обода; на фиг. 3 шарнирное соединение торца крыла с опорным ободом; на фиг. 4 двигатель поворота крыла: а и б прорези. Космический аппарат содержит цилиндрический корпус 1, в котором может находиться полезный груз и управляющая аппаратура: бортовой компьютер и радиоприемник. К корпусу прикреплены крылья 2 длинные узкие ленты из тонкой зеркальной пленки, на торцах которых укреплены тонкостенные стержни 3. Последние прикреплены к опорному ободу 4 с помощью шарнирных осей 5. Аппарат вращается вокруг оси симметрии. Под действием солнечных лучей крылья прогибаются на угол

Формула изобретения
1. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ С СОЛНЕЧНЫМ ПАРУСОМ, содержащий центральную часть корпуса, радиальные длинномерные крылья из тонкой отражающей пленки с укрепленными на их внешних концевых торцах стержнями, внешний опорный обод, с которым указанные стержни взаимодействуют посредством радиальных шарнирных осей и электродвигателей поворота внешних торцов крыльев в этих осях, связанные с электродвигателями источники электроэнергии и управляющее устройство, отличающийся тем, что крылья выполнены с шириной, убывающей от внешних торцов к центральной части корпуса, и закреплены на этой части своими внутренними концами, а электродвигатели установлены на радиальных шарнирных осях. 2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что электродвигатели поворота внешних торцов крыльев выполнены в виде соленоидов с сердечниками, причем обмотки соленоидов закреплены на элементах радиальных осей, неподвижных относительно опорного обода, а сердечники связаны стержнями и образуют винтовые пары с этими элементами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4