Ракетно-космический аппарат многоразового использования
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для выведения на орбиту спутника Земли космических аппаратов различного назначения с массой от 5 до 500 т и более. Ракетно-космический аппарат содержит цилиндрический корпус с отношением длины к его диаметру, равным 2,8-2,9, маршевую жидкостную реактивную двигательную установку с многосекционным кольцевым соплом, имеющим центральное тело, выполненное в виде конуса с округленной вершиной и углом при ней, равным 58 62°. Двигатели сгруппированы в секции причем первая секция содержит четыре группы двигателей, а остальные секции 4 n, где n 1,2. групп двигателей, расположенных на одинаковом угловом расстоянии друг от друга. В полости центробежного тела размещено посадочное приспособление с четырьмя выдвижными элементами. 1 з. п. ф-лы. 6 ил.
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для выведения на орбиту спутника Земли космических аппаратов различного назначения с массой от 5 до 500 т и более.
Из предшествующего уровня техники известны ракетно-космические аппараты многоразового использования (см. например, патент США N 4790499, кл. 244-161, 1988), включающие орбитальный корабль, содержащий отсек для экипажа, отсек для выводимых на орбиту полезных грузов, основные водородно-кислородные двигатели и систему управления, ускорители, работающие на начальном участке выведения на орбиту и топливный блок, сбрасываемый в конце участка выведения. Недостаток этих устройств заключается в том, что они являются частично многоразовыми, так как ускорители и топливный блок используются однократно. Кроме того, эти устройства пилотируемые, что приводит к существенному увеличению массы орбитального корабля. Известен также ракетно-космический аппарат многоразового использования (см. авторское свидетельство СССР N 1821435, кл. B 64 G 1/14 1989), содержащий осесимметричный корпус, маршевую двигательную установку с кольцевым соплом и центральным телом, дополнительные реактивные двигатели, топливную систему, систему обеспечения работы двигателей и посадочное приспособление, при этом кольцевое сопло установлено под углом к продольной оси аппарата так, что поверхность центрального тела является продолжением ближайшей к оси аппарата внутренней поверхности кольцевого сопла, а дополнительные реактивные двигатели установлены в верхней части корпуса аппарата. Кроме того, аппарат содержит дополнительные кольцевые камеры сгорания, рулевые кольцевые секционные сопла и многолопастную систему с приводом, выполненным в виде турбины торообразной формы, и устройством для поворота лопастей, а корпус выполнен в виде усеченного конуса торообразной формы со сквозным каналом по оси и камерами воздушного охлаждения двигателей. Недостаток этого аппарата состоит в том, что он имеет сложную конструкцию двигательной установки и корпуса, а также большие габариты, так как полезный груз находится внутри корпуса. Кроме того, доставка полезных грузов известным аппаратом сопряжена с большими энергозатратами. Целью изобретения является разработка ракетно-космического аппарата многоразового использования с таким корпусом и длительной установкой, конструктивное выполнение которых обеспечило бы улучшение высотных характеристик двигательной установки и высокое аэродинамическое качество аппарата, что привело бы к снижению энергозатрат при выведении на орбиту спутника Земли космических аппаратов. Это достигается тем, что ракетно-космический аппарат многоразового использования, содержащий осесимметричный корпус, маршевую двигательную установку с кольцевым соплом и центральным телом, дополнительные реактивные двигатели, топливную систему, систему обеспечения работы двигателей и посадочное приспособление, при этом кольцевое сопло установлено под углом к продольной оси аппарата так, что поверхность центрального тела является продолжением ближайшей к оси аппарата внутренней поверхности кольцевого сопла, а дополнительные реактивные двигатели установлены в верхней части корпуса аппарата, согласно изобретению, снабжен средствами для разъемного соединения с отделяемой головной частью, корпус выполнен цилиндрическим с отношением длины к диаметру, равным 2,8-2,9, центральное тело выполнено в виде конуса с скругленной вершиной и углом при ней, равным 58-62о, маршевая двигательная установка выполнена в виде размещенной в корпусе системы жидкостных реактивных двигателей, а кольцевое сопло многосекционным, жидкостные реактивные двигатели расположены равномерно по окружности и снабжены соплами-секциями кольцевого сопла с сечением в виде кольцевых секторов, сопла-секции установлены под углом к продольной оси аппарата, равным углу наклона к той же оси образующей поверхности центрального тела, жидкостные реактивные двигатели сгруппированы в секции, причем первая секция содержит четыре группы двигателей, а остальные секции 4n, (n=1, 2.) групп двигателей, расположенных на одинаковом угловом расстоянии друг от друга, элементы системы обеспечения работы маршевой двигательной установки размещены несимметрично относительно продольной оси аппарата в полости центрального тела так, что на участке возвращения аппарата центр масс его смещен относительно продольной оси аппарата и расположен от вершины центрального тела, меньшем 0,4 длины аппарата, посадочное приспособление выполнено в виде размещенных в полости центрального тела механизма раскрытия и связанных с ним четырех выдвижных элементов, при этом в стенке центрального тела напротив выдвижных элементов выполнены открывающиеся люки, а выдвижные элементы закреплены с возможностью перемещения попарно соответственно в двух взаимоперпендикулярных плоскостях, проходящих через продольную ось аппарата и расположенных под углом 45о к продольным плоскостям, относительно которых симметрично размещены группы двигателей первой секции. Целесообразно, чтобы топливная система включала основной бак для жидкого водорода, выполненный в виде соосного аппарату цилиндра с верхним и нижним полусферическим днищами, при этом нижнее днище обращено выпуклостью внутрь бака, сферический основной бак для жидкого кислорода, установленный эквидистантно нижнему днищу основного бака для жидкого водорода, и два дополнительных бака для жидкого водорода и кислорода, установленные внутри соответствующих основных баков с поперечным смещением относительно продольной оси аппарата. Такое выполнение ракетно-космического аппарата многоразового использования обеспечивает практически идеальные высотные характеристики маршевой двигательной установки и высокое аэродинамическое качество порядка 0,6-0,7 при угле атаки 25-35оС. На фиг. 1 изображен общий вид ракетно-космического аппарата многоразового использовния (продольный разрез); на фиг. 2 маршевая двигательная установка; на фиг. 3 посадочное приспособление (вид снизу); на фиг. 4 посадочное приспособление (вид сбоку); на фиг. 5 схема полета; на фиг. 6 аэродинамические силы, действующие на аппарат на участке возвращения. Ракетно-космический аппарат многоразового использования (РКАМИ) содержит цилиндрический корпус 1 с верхней 2 и нижней 3 коническими обечайками, водородный бак 4, сферический кислородный бак 5 с опорным шпангоутом 6, маршевую двигательную установку 7 (МДУ) с коническим центральным телом 8, выступающим за пределы корпуса 1 и имеющим угол при вершине, равным 58-62о, кольцевую ферму 9, крышки 10, установленные на корпусе 1 посредством шарниров 11, посадочное приспособление 12, дополнительные реактивные двигатели 13, приборы и агрегаты бортовых систем 14, дополнительный сферический водородный бак 15, дополнительный сферический кислородный бак 16, размещенные соответственно внутри баков 4 и 5 и средства для разъемного соединения РКАМИ с отделяемой головной частью 17 (на чертеже не показаны). Водородный бак 4 выполнен в виде цилиндра с конической обечайкой 18 в нижней части и полусферическими верхним 19 и нижним 20 днищами, причем нижнее днище 20 обращено выпуклостью внутрь объема водородного бака 4 и установлено эквидистантно (концентрично) кислородному баку 5. К опорному шпангоуту 6 кислородного бака 5 приварены нижнее днище 20 и коническая обечайка 18 водородного бака 4, так что опорный шпангоут 6 является одновременно и нижним силовым элементом водородного бака 4. Объем 21 между нижним днищем 20 водородного бака 4 и верхней поверхностью кислородного бака 5 выполнен герметичным и заполнен гелием для уменьшения теплообмена между баками 4 и 5. МДУ выполнена в виде системы жидкостных реактивных двигателей 22, которые расположены равномерно по окружности в нижнем герметичном отсеке 23 РКАМИ и закреплены на опорном шпангоуте 6 посредством кольцевой фермы 9. Сопла 24 жидкостных реактивных двигателей 22 выполнены с сечением в виде кольцевых секторов и соединены между собой в многосекционное кольцевое сопло, расположенное вокруг центрального тела 8, ось которого совпадает с продольной осью РКАМИ, при этом поверхность центрального тела 8 является продолжением ближайших к оси РКАМИ внутренних поверхностей 25 сопел 24, угол наклона которых к продольной оси РКАМИ равен углу наклона (29-31о) к той же оси образующей поверхности центрального тела 8. Дополнительные реактивные двигатели 13, приборы и агрегаты бортовых систем 14 размещены в верхнем негерметичном отсеке 26, расположенном над верхним днищем 19 водородного бака 5. Элементы системы обеспечения работы дополнительных реактивных двигателей 13 частично размещены в негерметичном отсеке 26, а частично внутри баков 4 и 5 (дополнительный сферический водородный бак 15 и дополнительный сферический кислородный бак 16). Для защиты от воздействия больших тепловых потоков, возникающих при движении РКАМИ в атмосфере, вся внешняя поверхность корпуса 1, центрального тела 8 и крышек 10 покрыта теплозащитным покрытием 27. В полости центрального тела 8 размещены пространственная рама-форма 2 (фиг. 4) и посадочное приспособление 12, которое включает четыре V-образных выдвижных элемента 29, которые установлены на кольцевой форме 9 с возможностью поворота вокруг горизонтальных осей, четыре опорные тарели 30, соединенные с V-образными выдвижными элементами 29 посредством шаровых шарниров 31, четыре демпфера 32, установленные в нижней части пространственной рамы-формы 28, четыре складные растяжки 33, соединяющие демпферы 32 с элементами 29, а также механизмы раскрытия и фиксации (на чертежах не показаны) V-образных выдвижных элементов 29 и крышек люков 34, выполненных в стенке центрального тела 8 напротив выдвижных элементов 29. Жидкостные реактивные двигатели 22 сгруппированы в секции 35, 36, 37 и 38 (фиг. 3). Первая секция содержит четыре группы 35I, 35II, 35III, 35IV двигателей, расположенных на одинаковом угловом расстоянии друг от друга, причем плоскости 39 и 40, относительно которых симметрично размещены соответственно группы 35I, 33III и 35II, 35IV двигателей, расположены под углом 45о к плоскости 41 и 42, вдоль которых попарно перемещаются V-образные выдвижные элементы 29 при раскрытии посадочного приспособления 12. Остальные секции содержат 4n (n=1,2.) групп двигателей 22, расположенных на одинаковом угловом расстоянии друг от друга. Каждый двигатель 22 сконструирован и установлен таким образом, что помимо создания тяги в плоскости, проходящей через двигатель и продольную ось симметрии РКАМИ, он создает момент в этой плоскости и вокруг ее продольной оси. Причем одна половина двигателей в каждой секции создает момент вокруг продольной оси по часовой стрелке например, двигатели групп 35I и 35III, а другая против часовой стрелки двигатели групп 35II и 35IV. Эта особенность конструкции и установки двигателей маршевой двигательной установки позволяет за счет регулирования тяги каждого двигателя создавать не только общую регулируемую тягу вдоль продольной оси, но и управляющие моменты, необходимые для стабилизации и для управления полетом РКАМИ. На пространственной раме-ферме 28 размещены элементы МДУ: турбонасосные агрегаты, регуляторы тяг двигателей, клапаны и другое оборудование. Подача жидкого водорода к турбонасосным агрегатам осуществляется по трубопроводу 43 (фиг. 2). Максимальное давление наддува в водородном баке 4 выбирается таким, чтобы сила, растягивающая водородный бак 4 вдоль его продольной оси, возникающая при наличии наддува, с запасом порядка 1,5 была больше инерционной силы, действующей при максимальном ускорении в конце участка выведена на массу всех элементов, установленных на водородном баке 4 (т. н. массу, включающую в себя массу отделяемой головной части 17, верхнего негерметичного отсека 26 с оборудованием и теплозащитным покрытием 27, цилиндрической оболочки водородного бака с теплозащитным покрытием и массу самого водородного бака 4, за исключением нижнего полусферического днища 20). Давление наддува промежуточного объема 21 поддерживается таким, чтобы оно с некоторым запасом превышало сумму давления наддува водородного бака 4 с текущим гидростатическим давлением в нижней точке водородного бака. Давление наддува кислородного бака 5 поддерживается таким, чтобы оно было больше давления в промежуточном объеме 21 и чтобы сумма давления наддува кислородного бака 5 и гидростатического давления в нижней части кислородного бака 5 была больше, чем давление на выходе из многосекционного кольцевого сопла маршевой двигательной установки. Давления наддува не должны поддерживаться постоянными все время полета важно, чтобы выдерживались указанные условия. С момента сборки баковой группы внутри баков и в пространстве между днищами водородного и кислородного баков непрерывно поддерживается избыточное давление для предотвращения складывания баков. Для изготовления баков могут быть использованы материалы, имеющие высокое отношение предела текучести к плотности материала, достаточно малую технологическую толщину листов, из которых могут штамповаться и свариваться части оболочек баков, обеспечивающие хорошую герметичность стенок, имеющие достаточную пластичность и свариваемость, совместимые с кислородом и водородом. Этим условиям удовлетворяют нержавеющие стали с пределом прочности порядка 1400-2000 Па, с пределом пропорциональности порядка 1100-1600 МПа, с плотностью 7800-8000 кг/м3. В качестве материалов тепловой защиты могут быть использованы материалы тепловой защиты, разработанные для кораблей Шаттл и Буран: материалы типа углерод-углерод, прессованные плитки из высокотемпературостойких нитевидных кристаллов, из кварцевого волокна, а также их относительно тонкого войлока, покрытого слоем силиконовой резины. РКАМИ работает следующим образом. После установки РКАМИ на стартовом устройстве космодрома он подготавливается в полету, а именно: устанавливается отделяемая головная часть 17, проводятся предстартовые испытания, осуществляется заправка и т. п. При старте (РКАМИ стартует вертикально) осуществляется включение всех секций МДУ, сила тяги которой передается на кислородный бак 5 во-первых, непосредственно от жидкостных реактивных двигателей 22 через кольцевую ферму 9 на опорный шпангоут 6, а во-вторых, от поверхности центрального тела 8, взаимодействующей с газовыми струями двигателей 22, через пространственную раму-ферму 28, находящуюся между стенкой центрального тела 8 и нижней поверхностью кислородного бака 5. Благодаря тому, что в предлагаемом устройстве поверхность центрального тела 8 является продолжением ближайших к продольной оси РКАМИ внутренних поверхностей 25 сопел-секций 24 многосекционного кольцевого сопла, а сами сопла-секции 24 установлены под углом 29-31о, равным углу наклона к той же оси образующей поверхности центрального тела 8, при наборе высоты обтекание газовым потоком кромок сопел 24, расположенных вблизи края нижней конической обечайки 3, будет сопровождаться постепенным поворотом потока в направлении продольной оси РКАМИ и его одновременным расширением (так называемое течение Прандтля-Майера см. например, книгу Аржаникова Н. С. и Мальцева В. Н. Аэродинамика. М. ГИОП, 1956, с. 377-383). Иными словами, в процессе набора высоты будет изменяться геометрическая степень расширения газового потока при неизменной геометрической степени расширения многосекционного кольцевого сопла (т. е. величины отношения общей площади выходного сечения кольцевого сопла к общей площади его критического сечения), а сам газовый поток будет постепенно приобретать форму струи газа, параллельную продольной оси РКАМИ, заполняющую цилиндр с диаметром, равным диаметру внешней кромки кольцевого многосекционного сопла МДУ. Эти параметры газовой струи соответствуют работе предложенного устройства в пустоте. На участке выведения РКАМИ имеет форму цилиндра с верхним 17 и нижним 8 конусами, благодаря которой обеспечивается существенное снижение аэродинамических потерь на участке выведения при практически идеальных высотных характеристиках МДУ, описанных выше. В конце участка выведения РКАМИ высота полета составляет hк
Формула изобретения
1. РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, содержащий осесимметричный корпус, маршевую двигательную установку с кольцевым соплом и центральным телом, дополнительные реактивные двигатели, топливную систему, систему обеспечения работы двигателей и посадочное приспособление, при этом кольцевое сопло установлено под углом к продольной оси аппарата так, что поверхность центрального тела является продолжением ближайшей к оси аппарата внутренней поверхности кольцевого сопла, а дополнительные реактивные двигатели установлены в верхней части корпуса аппарата, отличающийся тем, что он снабжен средствами для разъемного соединения с отделяемой головной частью, корпус выполнен цилиндрическим с отношением длины к его диаметру, равным 2,8 2,9, центральное тело выполнено в виде конуса со скругленной вершиной и углом при ней, равным 58 62o, маршевая двигательная установка выполнена в виде размещенной в корпусе системы жидкостных реактивных двигателей, а кольцевое сопло многосекционным, жидкостные реактивные двигатели расположены равномерно по окружности и снабжены соплами-секциями кольцевого сопла с сечением в виде кольцевых секторов, сопла-секции установлены под углом к продольной оси аппарата, равным углу наклона к той же оси образующей поверхности центрального тела, жидкостные реактивные двигатели сгруппированы в секции, причем первая секция содержит четыре группы двигателей, а остальные секции 4n, где n 1,2, групп двигателей, расположенных на одинаковом угловом расстоянии друг от друга, элементы системы обеспечения работы маршевой двигательной установки размещены несимметрично относительно продольной оси аппарата в полости центрального тела так, что на участке возвращения аппарата центр его масс смещен относительно продольной оси аппарата и расположен на расстоянии от вершины центрального тела, меньшем 0,4 длины аппарата, посадочное приспособление выполнено в виде размещенных в полости центрального тела механизма раскрытия и связанных с ним четырех выдвижных элементов, при этом в стенке центрального тела напротив выдвижных элементов выполнены открывающиеся люки, а выдвижные элементы закреплены с возможностью перемещения попарно соответственно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через продольную ось аппарата и расположенных под углом 45o к продольным плоскостям, относительно которых симметрично размещены группы двигателей первой секции. 2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что топливная система включает основной бак для жидкого водорода, выполненный в виде соосного аппарату цилиндра с верхним и нижним полусферическими днищами, при этом нижнее днище обращено выпуклостью внутрь бака, сферический основной бак для жидкого кислорода, установленный эквидистантно нижнему днищу основного бака для жидкого водорода, и два дополнительных бака для жидкого водорода и кислорода, установленные внутри соответствующих основных баков с поперечным смещением относительно продольной оси аппарата.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6