Устройство для диагностики функционирования дизеля
Устройство предназначено для контроля тепловой напряженности, эффективной мощности и расхода топлива дизельным двигателем в процессе эксплуатации. С целью повышения надежности работы, выбора оптимальных режимов эксплуатации и снижения расхода топлива контроль тепловой напряженности проводится путем анализа соотношения воздуха и топлива в цилиндре. При этом используется эмпирическая связь температуры выпускных газов двигателя с параметром тепловой напряженности. На основе теплотехнических испытаний конкретных марок дизелей получены устойчивые эмпирические зависимости, позволяющие непрерывно контролировать эффективную мощность и расход топлива на произвольном режиме работы двигателя. В устройстве используют надежные датчики температуры выпускных газов по цилиндрам, давления наддувочного воздуха и частоты вращения двигателя. Сигналы датчиков поступают в процессор для обработки. Результаты контроля работы двигателя выводятся на дисплей. 1 ил.
Изобретение относится к диагностике функционирования дизельных, преимущественно судовых, двигателей и предназначено для непрерывного автоматического контроля мощности, расхода топлива и тепловой напряженности на произвольном режиме работы.
Известны устройства, определяющие уровень нагружения (индикаторную мощность) двигателя с использованием датчиков давления газов в цилиндре, датчиков частоты вращения и перемещения поршня: SEDS (Sulzer Еngine Diagnostic System) фирмы Sulzer Brothers Ltd, DAТА ТREND и DEТS (Diesel Еngine Тurning System) фирмы Noratom Norcontrol А/S, СС 10 (Сondition Check System) фирм В W и SТL, MЕDIAG 22 (Main Еngine Diagnostic System) фирмы Siemens Aktiengescllschaft, CYLDEТ СM фирмы ASEA, NK 3 фирмы Аutronicа [1] "К 748" [2] АКРП [3] Устройства автоматизированного контроля используют принцип интегрирования давления газов по ходу поршня. Поэтому они должны обладать мощным быстродействующим вычислительным устройством. Таким образом, основным недостатком данных устройств является их сложность и, как следствие, высокая стоимость. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для диагностики функционирования дизеля [4] Данное устройство содержит электрически связанные датчики температуры выпускных газов по цилиндрам, датчики давления наддува и частоты вращения двигателя, а также блок вычисления тепловой напряженности каждого цилиндра. Основным недостатком этого устройства является узкий круг решаемых задач. В частности, устройство-прототип позволяет контролировать лишь функционирование каждого отдельного цилиндра, но не позволяет контролировать мощностной режим и экономические показатели работы двигателя. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства. Для достижения цели устройство снабжено блоком, содержащим алгоритм вычисления часового расхода топлива двигателя по выражению Gт= G





Gтн номинальный часовой расход топлива;
а,b,с коэффициенты топливной характеристики



Эти параметры остаются в ПЗУ до перенастройки устройства на контроль двигателя другой марки. При работе двигателя текущие значения параметров:
tгi температура выпускных газов по цилиндрам;
Рк текущее давление наддува;
n текущая частота вращения двигателя преобразуются датчиками 1, 2, 3 в соответствующие электрические сигналы, которые в цифровом виде поступают в ОЗУ где запоминаются на время одного цикла расчетов. По текущим и номинальным значениям параметров двигателя процессор в соответствии с встроенным алгоритмом определяет по эмпирическим выражениям
параметр тепловой напряженности каждого цилиндра





Gт= G




эффективную мощность двигателя
Ne Ne

Результаты расчетов и текущие параметры двигателя в цифровом и графическом видах отображаются дисплеем. Для достижения поставленной цели использованы функциональные эмпирические связи параметров двигателя на установившемся режиме работы. Расход топлива связан с расходом воздуха и коэффициентом избытка воздуха при сгорании следующей зависимостью:
Gт=



Потребление воздуха двигателем Gв пропорционально частоте вращения, давлению наддува и обратно пропорционально температуре воздуха. Так как температура наддувочного воздуха в системах воздухоснабжения двигателей поддерживается практически постоянной за счет охлаждения, то расход топлива можно выразить следующей зависимостью: Gт= Gтн

Используя известный [4] алгоритм вычисления





Gт= G




Расход топлива двигателем в зависимости от развиваемой мощности (топливная характеристика) выражают обычно полиномом второй степени в виде



Ne Ne

Использование устройства выгодно отличается от указанных аналогов так как позволяет при использовании простых надежных и дешевых датчиков вести непрерывный оперативный контроль функционирования дизельного двигателя по тепловому нагружению цилиндров, часовому расходу топлива и эффективной мощности; определять моменты перегрузок двигателя и предотвращать аварийные ситуации; объективно устанавливать целесообразность проведения регулировочных и профилактических работ.
Формула изобретения


и блоком, содержащим алгоритм вычисления эффективной мощности двигателя по выражению

где Nе, Nен текущая и номинальная мощность двигателя, кВт;
n,nн текущая и номинальная частота вращения двигателя, об/мин;
Gт, Gтн текущий и номинальный часовой расход топлива, кт/ч;
Rк, Rкн текущее и номинальное давление наддува, МПа; Pо атмосферное давление, МПа;
tri, tгн, tгср температура выпускных газов по цилиндрам и ее номинальное и среднее значение, oС;
tо условная температура выпускных газов при отсутствии теплообмена со стенками цилиндра;
a, b, c коэффициенты топливной характеристики:

все блоки объединены в процессор, связанный с датчиками, пультом управления и дисплеем.
РИСУНКИ
Рисунок 1