Ротор ветродвигателя
Использование: ветроэнергетика, ветроэнергетические агрегаты с вертикальной осью вращения ротора. Сущность изобретения: ротор ветродвигателя содержит вертикальный вал 1, вертикальные полые лопасти 3 крыльевого профиля, соединенные с валом 1 траверсами 2, и механизм управления. Каждая лопасть снабжена продольной прорезью 4 и тормозным щитком. Тормозной щиток размещен в полости лопасти 3 и установлен на валике с возможностью перемещения в продольной прорези 4 под действием центробежной силы при превышении допустимой частоты вращения ротора. Предусмотрено снабжение лопасти 3 несколькими тормозными щитками, а механизма управления синхронизатором, выполненным в виде дополнительной тяги, соединенной шарнирами с каждым тормозным щитком. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано в ветроэнергетических агрегатах с вертикальной осью вращения ротора.
Известен ротор ветродвигателя, содержащий вертикальный вал с закрепленными траверсами, вертикальные лопасти, установленные на концах траверс, и механизм управления. В этом роторе ветродвигателя для ограничения и регулирования частоты вращения лопасти выполнены с возможностью их складывания, траверсы выполнены подвижными с подпружиненными телескопическими рычагами, а соединение траверс с центральным несущим узлом и лопастями шарнирным. Такое техническое решение усложняет конструкцию механизма регулирования, ротора в целом и снижает его надежность, так как роли чувствительного элемента центробежного регулятора и исполнительного механизма играют основные части ротора лопасти и несущие их элементы. Большая масса этих элементов обусловливает возникновение во всех шарнирах и в телескопических рычагах значительных нагрузок в поле центростремительного ускорения и, соответственно, требует наличия пружин, рассчитанных на большие усилия. Пропорциональные нагрузкам силы трения снижают чувствительность регулятора и увеличивают явление гистерезиса различия зависимостей величины "складывания" лопастей от частоты вращения ротора при ее нарастании и убывании. Кроме того, характеристики пружин под нагрузкой нестабильны во времени, что изменяет характеристику регулятора. Цель изобретения повышение надежности работы, упрощение конструкции ротора и увеличение чувствительности механизма регулирования частоты вращения. Одновременно уменьшается гистерезис характеристики регулятора и обеспечивается ее стабильность. Цель достигается тем, что в известном роторе ветродвигателя, содержащем вертикальный вал с закрепленными траверсами, вертикальные лопасти, и механизм управления, лопасти выполнены полыми крыльевого профиля, каждая лопасть снабжена продольной прорезью, расположенной на внешней поверхности лопасти, и по меньшей мере одним тормозным щитком с валиком, тормозной щиток размещен в полости лопасти и установлен на валике с возможностью перемещения в продольной прорези, механизм управления состоит из вертикальной направляющей, противовеса, установленного с возможностью осевого перемещения вдоль направляющей, и тяги, шарнирно соединенной одним концом с тормозным щитком, а другим с противовесом. Кроме того, тормозной щиток выполнен в виде прямоугольной пластины и установлен на валике со смещением центра симметрии относительно оси последнего вверх и к оси ротора. Продольная прорезь расположена на относительном расстоянии 0,45-0,5 по хорде профиля лопасти от ее передней кромки. Каждая лопасть снабжена по меньшей мере двумя тормозными щитками, размещенными друг над другом, а механизм управления снабжен синхронизатором, выполненным в виде дополнительной тяги, шарнирно соединенной с каждым из тормозных щитков. В роторе ветродвигателя согласно изобретению чувствительный и одновременно исполнительный элемент тормозной щиток, его поворот под действием центробежной силы при превышении допустимой частоты вращения ротора обеспечивает уменьшение полезной мощности вследствие увеличения аэродинамического сопротивления. Размеры (площадь) тормозного щитка могут быть на порядок меньше, чем лопасти, что вместе с его относительно небольшой нагруженностью в поле центробежных сил определяет небольшую массу. Выполнение щитка в виде прямоугольной пластины упрощает его изготовление и расположение центра тяжести выше оси поворота за счет смещения центра симметрии пластины относительно оси валика вверх и к оси ротора. Расположение продольной прорези на относительном расстоянии


Формула изобретения
1. РОТОР ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащий вертикальный вал с закрепленными траверсами, вертикальные лопасти, установленные на концах траверс, и механизм управления, отличающийся тем, что лопасти выполнены полыми крыльевого профиля, каждая лопасть снабжена продольной прорезью, расположенной на внешней поверхности лопасти и по меньшей мере одним тормозным щитком с валиком, тормозной щиток размещен в полости лопасти и установлен на валике с возможностью перемещения в прдольной прорези, механизм управления состоит из вертикальной направляющей, противовеса, установленного с возможностью осевого перемещения вдоль направляющей, и тяги, шарнирно соединенной одним концом с тормозным щитком, а другим с противовесом. 2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что тормозной щиток выполнен в виде прямоугольной пластины и установлен на валике со смещением центра симметрии относительно оси последнего вверх и к оси ротора. 3. Ротор по п. 1 или 2, отличающийся тем, что продольная прорезь расположена на относительном расстоянии 0,45-0,5 по хорде профиля лопасти от ее передней кромки. 4. Ротор по пп. 1, 2 или 3, отличающийся тем, что каждая лопасть снабжена по меньшей мере двумя тормозными щитками, размещенными друг над другом, а механизм управления снабжен синхронизатором, выполненным в виде дополнительной тяги, шарнирно соединенной с каждым из тормозных щитков.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4