Карусельный ветродвигатель
Использование: в ветроэнергетике. Сущность изобретения: карусельный ветродвигатель содержит установленный на вертикеальной оси ротор с лопастями симметричного аэродинамического профиля, размещенными на радиальных штангах, и механизм изменения углов атаки лопастей путем поворота лопастей вокруг собственных осей, параллельных оси вращения ротора. Механизм выполнен в виде связанного с каждой лопастью устройства изменения угла атаки, соединенного с другими аналогичными устройствами, радиальными штангами посредством согласующего узла, смонтированного на оси вращения ротора. Устройство изменения угла атаки содержит смонтированный на каждой радиальной штанге корпус, в котором установлен пространственный кривошинно-шатунный механизм качающейся шайбы, связанный с осью лопасти посредством конической шестерни ориентации, сидящей на оси кривошипа. Согласующий узел выполнен в виде конического дифференциала. 3 ил.
Изобретение относится к карусельным ветродвигателям и может быть использовано в ветроэнергетике.
Цель изобретения повышение коэффициента использования энергии ветра. На фиг. 1 показан карусельный ветродвигатель; на фиг. 2 устройство установки угла атаки; на фиг. 3 узел согласования. Карусельный ветродвигатель работает следующим образом. К вертикальной оси 15 крепятся радиальные штанги 16 по числу лопастей 13. На штангах 16 установлены лопасти 13 ветродвигателя. Лопасти 13 симметричного аэродинамического профиля установлены со смещением оси вращения к передней кромке и при вращении ротора стремятся принять флюгерное положение. Верхний конец оси лопасти свободно вращается в подшипниковом узле, а нижний конец кинематически связан с устройством установки угла атаки. Устройство установки угла атаки смонтировано в подшипниковом узле корпуса 9, закрепленного на конце штанги 16, и представляет собой пространственный кривошипно-шатунный механизм качающейся шайбы, в котором качающейся шайбой является втулка 3 с двумя радиальными цапфами. Втулка 3 поворачивается на наклонной оси 2 кривошипа, установленной под углом
45о к оси 1 вращения лопасти, и осевая линия радиальных цапф пересекается с осевой линией оси кривошипа. На радиальные цапфы шарнирно крепятся два вильчатых поводка 4 и 5. Вильчатый поводок 4 служит для установки угла атаки лопасти, а поводок 5 для ориентации лопасти к направлению ветра. Ось поводка 4 вращается в подшипнике на основании корпуса 9 под углом
, который меньше угла
. Поводок 5 расположен в горизонтальной плоскости и его ось вращается в подшипнике кронштейна 6, установленного на коническом зубчатом колеcе 7, cвободно вращающемcя на оcи кривошипа. Зубчатое колеcо 7 входит в зацепление c коничеcким зубчатым колесом 8, установленным в подшипниковом узле на стенке корпуса 9, и посредством радиального вала 14 соединяется с коническим зубчатым колесом 10 конического дифференциала, расположен- ного в корпусе 11. Конический дифференциал обеспечивает согласованную ориентацию всех лопастей ветродвигателя к направлению ветра. Зубчатое колесо 10 (по числу лопастей) входит в зацепление с коническим зубчатым колесом 12, свободно вращающимся на оси, соосной с осью вращения ротора. Шестерни ориентации 17 каждой лопасти посредством конического дифференциала согласованы таким образом, что оси поводков 5 параллельны между собой и при вращении ротора постоянно совпадают по направлению с вектором направления воздушного потока. Поворот каждой лопасти определяется ее азимутальным положением относительно вектора направления воздушного потока и зависит от изменения 
sin
п, где
п азимутальный угол положения лопасти. Обозначив угол поворота лопасти относительно вектора направления воздушного потока буквой
, углы поворота каждой лопасти в конкретный момент времени можно определить по формуле
=
/
90o
sin
п. Механизм установки углов атаки лопастей за один оборот ротора дважды циклично изменяет направление поворота лопастей, обеспечивая момент вращения ветродвигателя.Формула изобретения
КАРУСЕЛЬНЫЙ ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий установленный на вертикальной оси ротор с лопастями, размещенными на радиальных штангах,и механизм изменения углов атаки лопастей путем поворота лопастей вокруг собственных осей, параллельных оси вращения ротора, выполненный в виде связанного с каждой лопастью устройства изменения угла атаки, соединенного с другими аналогичными устройствами радиальными штангами посредством согласующего узла, смонтированного на оси вращения ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения коэффициента использования энергии ветра, каждая лопасть имеет аэродинамический симметричный профиль, ось вращения лопасти смещена к передней кромке, а устройство изменения угла атаки содержит смонтированный на каждой радиальной штанге корпус, в котором установлен пространственный кривошипно-шатунный механизм качающейся шайбы, связанный с осью лопасти посредством конической шестерни ориентации, сидящей на оси кривошипа, на которой установлен подшипник кронштейна, качающейся шайбой является втулка с двумя радиальными цапфами, установленная с возможностью поворота на наклонной оси, расположенной под углом
=45
к оси лопасти, а на цапфах шарнирно укреплены два вильчатых поводка, ось одного из которых установлена с возможностью вращения в подшипнике, размещенном на основании корпуса под углом
к линии оси лопасти, а ось второго вильчатого поводка установлена с возможностью поворота в подшипнике кронштейна, причем угол b не превышает угол a, а согласующий узел выполнен в виде конического дифференциала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



















