Аэрогидродинамический двигатель
Использование: ветроэнергетика, в частности в ветроэнергетических агрегатах с вертикальной осью вращения. Сущность изобретения: двигатель выполнен многоярусным с размещением в каждом ярусе по меньшей мере трех вертикальных лопастей, установленных шарнирно на осях. Каждая лопасть выполнена аэродинамического профиля, статически уравновешена относительно центра оси вращения, смещенного в сторону передней кромки лопасти. Оси лопастей каждого яруса смещены по отношению к осям смежных с ним ярусов. Взаимодействующие с лопастями упоры смещены от центра осей вращения соответствующих лопастей к валу на величину, меньшую расстояния от передней кромки до центра вращения лопасти по хорде профиля. 7 ил.
Изобретение относится к аэрогидродинамическим двигателям, преобразующим энергию поступательного движения газовой или жидкой среды во вращательное движение вала привода силовой машины.
Известный аэрогидродинамический двигатель содержит вертикальный вал, связанные с валом вертикальные оси, лопасти, шарнирно установленные на осях, и взаимодействующие с лопастями упоры, ограничивающие поворот лопастей вокруг осей. При воздействии скоростного напора набегающего потока лопасти, находящиеся, например, слева от плоскости, проходящей через вал и вектор скорости набегающего потока, занимают положение, при котором испытывают наибольшее аэрогидродинамическое сопротивление (за счет упоров, ограничивающих их поворот), а лопасти, находящиеся справа от упомянутой плоскости, за счет своих флюгерных свойств встают вдоль потока, испытывая минимальное аэрогидродинамическое сопротивление, вследствие чего на валу создается момент вращения, который может быть использован для приведения в действие различных механизмов. Недостатком описанного устройства является неравномерность создаваемого им вращательного момента, связанная с тем, что лопасти движутся по круговой траектории вокруг вала и меняют свое угловое положение по отношению к набегающему потоку и соответственно изменяют развиваемый вращательный момент по закону, близкому к синусоидальному от нуля в момент вхождения лопасти в контакт с упором, когда лопасть еще параллельна набегающему потоку, до максимума в момент, когда лопасть занимает перпендикулярное к потоку положение, и с последующим уменьшением до нуля к моменту выхода лопасти из контакта с упором и разворота на 180о за счет своих флюгерных свойств параллельно потоку. При наличии в аэрогидродинамическом двигателе только двух лопастей дважды за один полный оборот возникает положение неустойчивого равновесия, в котором обе лопасти располагаются строго в плоскости вала и вектора скорости набегающего потока. Выход из этого положения возможен только за счет инерции вращающихся частей двигателя или изменения направления потока. В этом положении вращательный момент равен нулю и при наличии достаточных сил трения или торможения в механизме, приводом для которого служит аэрогидродинамический двигатель, может произойти его остановка. Неравномерность вращательного момента, создаваемого двухлопастным двигателем такого типа, составляет 100% С увеличением количества лопастей положение неустойчивого равновесия исключается, а неравномерность вращательного момента изменяется по достаточно сложному закону. Для трехлопастной конструкции, для которой можно пренебречь явлением интерференции и "затенения" смежных лопастей, легко показать путем графического сложения синусоид, характеризующих развиваемый вращательный момент, что его неравномерность составляет около 13% за один полный оборот вала. Еще одним, хотя и менее существенным недостатком являются увеличенные габариты и масса конструкции, связанные с наличием упоров, расположенных на расстоянии, превышающем расстояние от вала до осей лопастей, следствием чего является повышенная инерционность конструкции и снижение мощности, снимаемой с единицы массы конструкции двигателя. Целью изобретения является исключение указанных недостатков и получение более стабильного вращательного момента на валу и более высокой удельной мощности. Это достигается тем, что аэрогидродинамический двигатель, содержащий вертикальный вал, связанные с валом вертикальные оси, лопасти, шарнирно установленные на осях, и взаимодействующие с лопастями упоры, ограничивающие поворот лопастей вокруг осей, выполнен многоярусным с размещением в каждом ярусе по меньшей мере трех лопастей, каждая лопасть выполнена аэродинамического профиля и статически уравновешена относительно центра оси вращения, смещенного в сторону передней кромки лопасти, при этом оси лопастей каждого яруса смещены по отношению к осям смежных с ним ярусов на угол, равный частному от деления угла между осями яруса на общее число ярусов, упоры смещены от центра осей вращения соответствующих лопастей к валу на величину, меньшую расстояния от передней кромки до центра вращения лопасти по хорде профиля. На фиг. 1 представлен общий вид двухъярусного аэрогидродинамического двигателя; на фиг. 2 то же, вертикальная проекция; на фиг. 3 диаграмма вращательного момента, создаваемого двухъярусной трехлопастной конструкцией; на фиг. 4 диаграмма вращательного момента, создаваемого одноярусной двухлопастной конструкцией; на фиг. 5 аэрогидродинамический двигатель в зоне размещения упора; на фиг. 6 то же, вертикальная проекция; на фиг. 7 схема взаимодействия с набегающим потоком. Аэрогидродинамический двигатель содержит вал 1, лопасти 2 и 2', оси лопастей 3 и 3' и упоры 4 и 4'. Вал 1 расположен вертикально к поверхности земли и перпендикулярно к вектору скорости набегающего потока V~. Лопасти 2 и 2' имеют одинаковые размеры и выполнены в виде двух неравных по размерам и массе частей, статически уравновешенных относительно своих осей 3 и 3'. Кроме того, как это показано на фиг. 6, расстояние А от передней кромки лопасти до центра оси вращения по хорде профиля превышает расстояние Б между осью лопасти 3 или 3' и упором 4 или 4'. Упоры и оси нижнего яруса смещены относительно упоров и осей верхнего яруса на угол а, равный частному от деления угла между осями яруса b на общее число ярусов n, т.е. а b/n. Количество лопастей в каждом ярусе одинаково и преимущественно равно трем. Действие устройства поясняется диаграммой вращательного момента Мвр, создаваемого лопастями в функции угла поворота вала


Формула изобретения
АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий вертикальный вал, связанные с валом вертикальные оси, лопасти, шарнирно установленные на осях, и взаимодействующие с лопастями упоры, ограничивающие поворот лопастей вокруг осей, отличающийся тем, что двигатель выполнен многоярусным с размещением в каждом ярусе по меньшей мере трех лопастей, каждая лопасть выполнена аэродинамического профиля и статически уравновешена относительно центра оси вращения, смещенного в сторону передней кромки лопасти, при этом оси лопастей каждого яруса смещены по отношению к осям смежных с ним ярусов на угол, равный частному от деления угла между осями яруса на общее число ярусов, упоры смещены от центра осей вращения соответствующих лопастей к валу на величину, меньшую расстояния от передней кромки до центра вращения лопасти по хорде профиля.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7