Гибкое многослойное покрытие
Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям покрытий грунтовых площадок, и может быть использовано для быстрого возведения дорог и аэродромов. Сущность изобретения: в гибком многослойном покрытии, включающем слои армированного пространственными или плоскими георешетками грунта и гибкие разделительные прослойки из высокопрочного геотекстиля между ними, слои армогрунта расположены со смещением георешеток друг относительно друга и скреплены между собой по вертикали гибкими связями с образованием замкнутых ячеек. Разделительные прослойки предварительно напряжены усилием, равным 70 80% от разрушающей нагрузки, а полотно верхнего несущего слоя выполнено из водонепроницаемого геотекстиля. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям покрытий грунтовых площадок, и может быть использовано для быстрого возведения дорог и аэродромов.
Известно (аналог) устройство для быстрого возведения дорожных покрытий, представляющее собой полотно из тканевого водонепроницаемого материала, соединенное с грунтовым основанием посредством гибких анкеров, расположенных равномерно по площади покрытия [1] Известно также (аналог) покрытие аэродромов в виде натянутой металлической сети прямоугольной формы, укладываемой на грунтовую площадку и заанкеренной с грунтом посредством растяжек, расположенных равномерно по периметру сетки [2] Недостатком указанных решений является то, что они не обеспечивают несущую способность покрытия, расположенного на слабом грунтовом основании, достаточную для прохождения по дорогам тяжелых автомобилей или осуществления самолетами операций взлет посадка на грунтовых аэродромах, особенно в период распутицы. Это объясняется тем, что покрытие в виде тканевого полотна или сети, представляет собой тонкую мембрану, материал которой активно включается в работу под нагрузкой только при сравнительно больших местных деформациях, которые при эксплуатации дорог и аэродромов часто недопустимы. Наиболее близким к предлагаемому (прототип) является покрытие, включающее слои армированного георешетками грунта, гибкие разделительные прослойки из геотекстиля между ними и верхний несущий слой из каменных материалов. Георешетки выполняются из гладких пластин легких металлов, водостойкой бумаги, резины, полимерных материалов, соединенных между собой сваркой или склеиванием таким образом, что при растяжении они образуют ячеистую структуру. Решетки устанавливаются вплотную одна к другой по ширине взлетной полосы аэродрома (дороги) и засыпаются грунтом. Грунт уплотняется. Сверху укладываются внахлест полотна геотекстиля. Затем таким же способом формируется следующий слой армогрунта [3] Недостатком известного покрытия дорог и аэродромов является его относительно невысокая несущая способность, что связано с выпиранием грунта из ячеек решетки при контактных давлениях, превышающих предел прочности грунта. Это объясняется, во-первых, недостаточным сцеплением грунта со стенками георешетки. Вследствие этого при больших нагрузках нарушается совместная работа георешетки с материалом заполнителя. Во-вторых, неравномерным армированием слоя грунта в пределах каждой ячейки. В-третьих, схемой армирования слоя грунта, когда ячейки георешетки снизу и сверху открыты (незамкнуты). В-четвертых, в указанном решении не определены оптимальные с точки зрения максимальной несущей способности при минимальной массе геометрические размеры георешетки. Цель изобретения повышение несущей способности грунтовых дорог и аэродромов, сокращение времени на возведение покрытия и увеличение сроков его эксплуатации. Для этого изменяется конструкция покрытия. В покрытии слои армогрунта расположены со смещением георешеток относительно друг друга на половину ширины ячейки и скреплены между собой по вертикали гибкими связями с образованием замкнутых ячеек. Разделительные прослойки из высокопрочного водопроницаемого материала предварительно напряжены усилием, равным 70-80% от разрушающей нагрузки, и уложены с перекрытием (нахлестом). Верхнее полотно покрытия выполнено из высокопрочного водонепроницаемого материала. Кроме того, стенки пространственной георешетки выполнены рифлеными и каждая ячейка имеет клапаны в виде надрезов в стенках, ориентированные осью вращения лепестка клапана параллельно плоскости покрытия, а отношение ширины ячейки к ее высоте равно 0,9-1,8. Анализ известных авторам технических решений показал, что отличительные признаки изобретения расположение слоев армогрунта со смещением верхней георешетки относительно нижней, соединение элементов покрытия между собой гибкими вертикальными связями с образованием замкнутых ячеек, выполнение стенок георешетки рифлеными и наличие в них клапанов, ориентированных осью вращения лепестка клапана параллельно плоскости покрытия, при отношении ширины ячейки к ее высоте, равном 0,9-1,8, предварительная опрессовка полотен геотекстиля усилием, равным 70-80% от разрушающей нагрузки в совокупности не встречаются. Поэтому данное техническое решение обладает существенными отличиями и соответствует критерию "новизна". Техническое решение за счет указанных отличительных признаков позволяет повысить несущую способность покрытий грунтовых дорог и аэродромов, в том числе при многократном приложении подвижной нагрузки, увеличить сроки эксплуатации и сократить время на его возведение. На фиг. 1 представлен фрагмент гибкого покрытия для дорог и аэродромов, общий вид; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 георешетка в сложенном (транспортном) положении; на фиг. 4 форма ячеек георешетки в растянутом (рабочем) положении (вид сверху); на фиг.5 сечение Б-Б на фиг.3; на фиг.6 узел I на фиг.2; на фиг.7 узел II на фиг.2; на фиг.8 график функции желательности Харрингтона; на фиг.9 график зависимостей предельной несущей способности армогрунта и приведенной массы георешетки от отношения ширины ячейки к высоте георешетки; на фиг. 10 график зависимостей обобщенной и частных функций желательности от отношения ширины ячейки к высоте георешетки. Покрытие представляет собой объемную конструкцию в виде сборной гибкой плиты, которая формируется на подготовленном грунтовом основании 1 (фиг.1 и 2) и содержит нижнюю прослойку 2, выполненную преимущественно из полотен геотекстиля с хорошими фильтрующими свойствами, уложенных с нахлестом, нижний 3 и верхний 6 слои армогрунта из гибких георешеток с заполнителем 4 из грунтовых материалов, промежуточную прослойку 5, выполненную преимущественно из полотен высокопрочного геотекстиля или геосетки и уложенных с нахлестом, верхний слой 7, выполненный преимущественно из полотен высокопрочных водонепроницаемых тканевых материалов, уложенных с нахлестом и соединенных между собой линейными швами 9, формируемыми посредством дискретных болтовых (заклепочных) соединений 14, либо сшиванием, склеиванием, сваркой или соединительными элементами в виде гибкого анкера 10. Секция георешетки 8 представляет собой гибкий модуль (фиг.3 и 4), состоящий из скрепленных линейными швами 16 гибких пластин 15 преимущественно из синтетических материалов. Пластины имеют с обоих сторон рифление в виде канавок 17 (фиг.5) или выступов и клапаны 13 в виде надрезов в пластинах преимущественно П-образной формы. Степень шероховатости пластин, а также размеры и расположение клапанов задаются, исходя из условия обеспечения надежного сцепления георешетки с материалом заполнителя и обеспечения равномерного армирования грунта в пределах каждой ячейки. Открытие клапанов осуществляется автоматически при растяжении георешетки за счет упругих свойств материала и наличия перемычки 18 с основании клапана. Размеры георешеток выбираются из соображений удобства транспортировки и их монтажа и примерно равны: в сложенном (транспортном) положении Со 2,5-3 м, Dо 0,12 0,20 м (фиг. 3), в растянутом (рабочем) положении секция георешетки представляет собой объемную ячеистую структуру с размерами С 2,0-2,5 м, D 5-6 м (фиг.1). Высота георешетки ограничивается сверху и выбирается из условия обеспечения качественного уплотнения материала заполнителя в ячейках. При использовании метода укатывания, наиболее распространенного при строительстве дорог и аэродромов, высота георешетки должна быть не более h
































использования в конструкции покрытия георешеток с шероховатыми стенками и с оптимальными размерами ячеек, обеспечивающими максимальную прочность армогрунта при минимальной массе армирующих элементов;
исключения выпирания грунта вниз и вверх из ячеек георешетки, что обеспечивается применением многослойной конструкции покрытия с чередованием слоев армогрунта и прослоек геотекстиля, скрепленных между собой с образованием замкнутых ячеек;
применения в конструкции покрытия синтетических материалов, устойчивых к действию гидрогеологических факторов, в том числе верхнего слоя из водонепроницаемых тканевых материалов, обеспечивающих отвод влаги с покрытия, и уменьшения пылимости дорог и аэродромов и нижней прослойки из геотекстиля с хорошими фильтрующими характеристиками, обеспечивающей отвод грунтовых вод из-под покрытия;
предварительной опрессовки материала прослоек усилием, равным 70-80% от разрушающей нагрузки.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10