Система управления летательным аппаратом

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления летательными аппаратами. Цель изобретения обеспечение устойчивости системы при малых градиентах загрузки рычага управления. Цель достигается тем, что параллельно рычагу 1 управления к датчику 6 усилий подсоединено пружинное устройство 8 отрицательной жесткости, а градиент загрузки, обеспечиваемый электродистанционным каналом, равен сумме градиента загрузки рычага управления и градиента пружинного устройства отрицательной жесткости, причем пружинное устройство 8 выполнено в виде шарнирно соединенных между собой пружины 9 и качалки 10, оси которых совпадают при нейтральном положении рычага, причем усилие на пружине в нейтральном положении максимальное. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами.

Известна система, в которой электродистанционный канал обеспечивает не только передачу команд летчику, но и выполняет функции загружающего устройства и компенсатора трения резервной механической проводки.

Недостатком системы является низкая устойчивость при малых градиентах загрузки рычага управления, обеспечиваемых электродистанционным каналом. Повышение устойчивости традиционными методами (установкой фильтров в цепи прохождения электрических сигналов, уменьшением добротности сервопривода и т. п.) приводит к увеличению фазового запаздывания, что в ряде случаев может оказаться неприемлемым.

Целью изобретения является повышение устойчивости системы при малых градиентах загрузки рычага управления.

Цель достигается тем, что в системе управления летательным аппаратом, содержащей рычаг управления, электродистанционный канал управления, включающий вычислитель, сервопривод и датчик усилий, установленный между рычагом и проводкой управления, и механический канал управления, включающий проводку управления и резервную загрузочную пружину и привод руля, параллельно рычагу управления к датчику усилий подсоединено пружинное устройство отрицательной жесткости, а градиент загрузки, обеспечиваемый электродистанционным каналом, равен сумме градиента загрузки рычага управления и градиента пружинного устройства отрицательной жесткости, выполненного в виде шарнирно соединенных между собой пружины и качалки, оси которых совпадают при нейтральном положении рычага, а усилие на пружине в нейтральном положении максимальное.

На фиг. 1 показана предлагаемая система; на фиг. 2 зависимость усилия на рычаге от хода рычага.

Система управления содержит рычаг 1 управления, связанный механической проводкой 2 с золотниковой тягой рулевого привода 3, вычислитель 4, сервопривод 5, параллельно подключенный к золотниковой тяге и электрический связанный с датчиком 6 усилий, встроенным в проводку управления, резервную загрузочную пружину 7 и пружинное устройство 8 отрицательной жесткости, состоящее из предварительно сжатой пружины 9 и качалки 10, ось которой совпадает с осью пружины при нейтральном положении рычага управления.

Система работает следующим образом.

В нейтральном положении рычага 1 управления усилие пружины 9 замкнуто на качалку 10, ось которой совпадает с осью пружины в нейтральном положении, и не передается на датчик 6 усилий.

При приложении летчиком усилия к рычагу управления и смещении его от нейтрали на пружинном устройстве возникает усилие, направленное на отклонение рычага от нейтрали (совпадающее по направлению с усилием летчика).

Усилия летчика и пружинного устройства, складываясь, деформируют упругий элемент датчика 6 усилий. Датчик вырабатывает сигнал, пропорциональный суммарному усилию, который через вычислитель 4 поступает на сервопривод 5.

Сервопривод перемещает механическую проводку 2 и связанные с ней рычаг 1 управления и золотник рулевого привода 3.

Градиент загрузки рычага управления (отношение усилия к ходу), обеспечиваемый электродистанционным каналом, выбирается из условия устойчивой работы системы (1 на фиг. 2).

Градиент пружинного устройства отрицательной жесткости (2 на фиг. 2) выбирается таким, чтобы градиент, обеспечиваемый электродистанционным каналом, был равен сумме требуемого градиента усилий (3 на фиг. 2) и градиента пружинного устройства отрицательной жесткости.

Формула изобретения

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ, содержащая рычаг управления, электродистанционный канал управления, включающий вычислитель, сервопривод и датчик усилий, установленный между рычагом и проводкой управления, и механический канал управления, включающий проводку управления и резервную загрузочную пружину и привод руля, отличающаяся тем, что, с целью увеличения устойчивости системы при малых градиентах загрузки рычага управления, в ней параллельно рычагу управления к датчику усилий подсоединено пружинное устройство отрицательной жесткости, а градиент загрузки, обеспечиваемый электродистанционным каналом, равен сумме градиента загрузки рычага управления и градиента пружинного устройства отрицательной жесткости.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что пружинное устройство отрицательной жесткости выполнено в виде шарнирно соединенных между собой пружины и качалки, оси которых совпадают при нейтральном положении рычага, а усилие на пружине в нейтральном положении максимальное.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационному приборостроению, а именно к устройствам определения угла атаки самолета

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами и, в частности, к системам управления посадкой самолетов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к управлению движением летательных аппаратов (ЛА) на пробеге по взлетно-посадочной полосе (ВПП), может быть использовано для автоматизации управления опусканием передней стойки шасси на ВПП и-позволяет повысить безопасность пробега ЛА на ВПП, поверхность которой имеет пониженный коэффициент сцепления (влажная, мокрая, покрытая льдом), или при отказе тормозов колес основных стоек шасси

Изобретение относится к гидроприводам и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении и судостроении

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для индикации летчику предельных значений высот, допустимых из условия предотвращения столкновения с землей при выполнении пикирования
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам посадки летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах автоматического управления, в частности автоматической посадки самолета в сложных условиях

Изобретение относится к системам управления полетом, может быть использовано на самолетах, оснащенных дополнительными органами управления, и позволяет повысить живучесть самолета при повреждении его элементов, а также при повреждениях или отказах основных органов управления

Изобретение относится к способам управления полетом маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к области рулевых приводов аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к гидросистемам, обеспечивающим торможение самолета на пробеге и стоянке

Изобретение относится к газогидравлическим исполнительным механизмам следящих систем летательных аппаратов одноразового действия

Изобретение относится к гидравлическим распределителям и может быть использовано в гидросистемах терморегулирования летательных аппаратов
Наверх