Однофазный электродвигатель
Использование: электромашиностроение, в частности бытовые электроприборы. Сущность изобретения: в однофазном электродвигателе части обмотки статора выполняются в пазах, содержащих N групп проводников (N M где M количество соединенных электрических и смещенных в пространстве частей обмотки статора). Суммарное количество проводников в пазу определяется как ордината периодической функции распределения проводников в пазах статора в пределах полюсного деления, а количество проводников в группе коэффициентом трансформации между частями обмотки. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к однофазным асинхронным двигателям.
Известны однофазные электродвигатели, содержащие магнитопровод статора, в пазах которого размещена однофазная обмотка, состоящая из нескольких смещенных в пространстве частей, соединенных по различным трансформаторным либо автотрансформаторным схемам. Известен однофазный электродвигатель, на статоре которого размещены главная, пусковая и вспомогательная обмотки, причем угол пространственного смещения осей главной и пусковой обмоток составляет 90 эл. град. а вспомогательная обмотка трансформаторно связана с главной обмоткой [1] Известен однофазный асинхронный двигатель с двумя пространственно смещенными и трансформаторно связанными обмотками на статоре, причем обмотки статора соединены по схеме автотрансформатора [2, 3] Известен однофазный электродвигатель, содержащий несколько соединенных электрически и смещенных в пространстве частей и цепочку, шунтирующую несколько частей при пуске, при этом части обмотки расположены в разных фазных зонах, размещены в пазах магнитопровода слоями с наложением друг на друга и соединены в последовательности чередования их фазных зон. Шунтируемые части обмоток принадлежат разным фазным зонам, а в шунтирующую цепочку включена часть обмотки, не принадлежащая фазным зонам шунтированных частей [4] Основными недостатками выше перечисленных однофазных электродвигателей являются пониженные технико-экономические показатели. Наиболее близким к изобретению является однофазный электродвигатель, содержащий обмотку, выполненную из соединенных электрически и смещенных в пространстве частей, и пусковую цепь, шунтирующую половину обмотки, причем каждая часть обмотки выполнена из двух соединенных последовательно катушечных групп, причем две части обмотки равномерно размещены на всех пазах и выполнены из катушек с шагом, равным половине полюсного деления (y 0,5














W общее количество проводников обмотки;


Р число пар полюсов;
Z число пазов статора. На фиг. 2 приведен вариант распределения проводников в обмотке однофазного электродвигателя при Z 12 и Р 1, состоящей из двух трансформаторно связанных частей. Причем в пределах полюсного деления, содержащего шесть пазов, проводники первой части обмотки размещены с первого по четвертый паз (показаны сплошными линиями), а проводники второй части обмотки размещены с третьего по шестой паз (показаны штрих-пунктирными линиями). Глубина трансформаторной связи частей обмотки определяется количеством пазов, содержащим проводники обеих частей, а коэффициент трансформации между частями выбран из условия равенства общего числа проводников в обеих частях обмотки. На фиг. 3 показана электрическая схема выполнения обмотки статора однофазного асинхронного двигателя, соответствующая распределению, приведенному на фиг. 2. Две части обмотки 13-14 (сплошные линии) и 15-16 (штрих-пунктирные линии) включены согласно и последовательно. С помощью шунтирующей цепи 15-18, содержащей ключ 17, образована трехветвевая схема обмотки статора. Однофазное напряжение U подается на зажимы 13 (начало первой части обмотки) и 16 (конец второй части обмотки). Угол пространственного смещения частей 13-14 и 15-16 составляет 120 эл. град. Трансформаторная связь частей осуществляется при наложении их друг на друга в пазах 3,4 и 9,10. В режиме пуска ключ 17 замкнут. Часть обмотки 15-16 шунтирована. Вследствие пространственной и витковой несимметрии, возникающей при трансформаторной связи частей обмотки, протекающие по ним токи имеют временной фазовый сдвиг. Наличие пространственного смещения частей 13-14 и 15-16 и временного сдвига, протекающих по ним токов, приводит к возникновению в воздушном зазоре электродвигателя вращающегося магнитного поля. При достижении ротором подсинхронной скорости, ключ 17 размыкается. Двигатель из пускового режима переходит в рабочий с пульсирующим магнитным полем в воздушном зазоре. При этом его электромагнитная мощность эквивалентна двигателю с двумя последовательно включенными обмотками на статоре при питании его от однофазной сети. Для осуществления реверса электродвигателя достаточно при пуске шунтировать часть обмотки 13-14. Глубина трансформаторной связи, определяющая пространственный угол смещения частей обмотки и временные углы, протекающих по частям токов, является важным фактором, обеспечивающим пусковые свойства двигателя. На фиг. 4 приведен другой вариант распределения проводников в обмотке однофазного двигателя при Z 12 и Р 1. Периодическая функция распределения проводников в пазах статора в пределах полюсного деления определена выражением (1). Электрическая схема выполнения обмотки, соответствующая данному распределению (фиг. 4), приведена на фиг. 5. Трансформаторная связь между частями обмотки обеспечивается наложением их друг на друга в пазах 2-5 и 8-11. Угол пространственного смещения через 13-14 и 15-16 составляет 150 эл. град. что приводит к соответствующему изменению фазовых сдвигов, протекающих по частям токов, а следовательно, к изменению пусковых и рабочих характеристик двигателя. Таким образом, варьируя глубину трансформаторной связи и коэффициенты трансформации между частями обмотки, возможно получение однофазных электродвигателей с заданными пусковыми свойствами и оптимальными рабочими параметрами, осуществляя их пуск от однофазной сети без применения внешних фазосдвигающих элементов. Сечение проводников, принадлежащих разным частям обмотки, одинаково. Тем самым обеспечивается значительное снижение плотности пускового тока в нешунтированной части обмотки. Периодическая функция распределения проводников в пазах статора в пределах полюсного деления Wi выбирается из условия оптимальности пусковых и рабочих характеристик электродвигателя. Усилие электромагнитной связи частей обмотки обеспечивает большие возможности регулирования параметров электродвигателя, что позволяет адаптировать его к широкому классу механизмов и приборов. Так, в частности, на фиг. 6 приведен вариант распределения проводников в обмотке статора однофазного электродвигателя при Z 18 и Р 2. Обмотка статора состоит из трех трансформаторно связанных и смещенных в пространстве частей. При этом первая часть обмотки (сплошные линии) в пределах полюсного деления располагается в пазах 1-5, вторая (штрих-пунктирные линии) в пазах 3-7 и третья (пунктирные линии) в пазах 5-9. Трансформаторная связь между первой и второй частями обмотки осуществляется наложением их друг на друга в пазах 3-6; между первой и третьей частями обмотки наложением их в пазах 5-6 и между второй и третьей частями обмотки наложением их в пазах 5-7. Электрические схемы выполнения частей обмотки, пространственные оси которых смещены на углы, кратные целому числу зубцовых делений, приведена на фиг. 7-9, где на фиг. 7 показана электрическая схема выполнения первой части обмотки, а на фиг. 8 и фиг. 9 электрические схемы выполнения второй и третьей частей обмотки соответственно. Схема соединения частей обмотки представлена на фиг. 10, где для обеспечения симметричного реверса электродвигателя введена дополнительная шунтирующая цепь 21-19, содержащая ключ 26. Условия возникновения вращающегося магнитного поля при питании рассматриваемого электродвигателя от однофазной сети выполняются автоматически поскольку обеспечивается пространственное смещение частей обмотки и временной сдвиг протекающих по ним токов. Экспериментальные исследования опытного образца электродвигателя с описанными выше обмотками статора, выполненного на базе серийно выпускаемого однофазного асинхронного электродвигателя типа АД 180, подтверждают улучшение его технико-экономических показателей.
Формула изобретения

где i номер паза (i 1, 2, z/2p);


p число пар полюсов обмотки;
z число пазов статора;
w общее количество проводников обмотки статора.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Похожие патенты:
Однофазный асинхронный электродвигатель // 2010410
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам малой мощности, используемым в различных областях техники и быта
Асинхронный электродвигатель // 1827706
Изобретение относится к электротехнике , а именно к однофазным асинхронным редукторным электродвигателям с явновыраженными полюсами
Асинхронный однофазный электродвигатель // 1815749
Однофазный двигатель // 1787307
Электропривод переменного тока // 1774436
Асинхронный электродвигатель // 1772874
Однофазный асинхронный двигатель // 1765874
Электропривод компрессора холодильника // 1760620
Однофазный электродвигатель // 1677800
Изобретение относится к однофазным электродвигателям синхронных и асинхронных типов
Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам получения движения электропроводных тел в электромагнитных устройствах с бегущим магнитным полем, и может быть использовано в энергетике, металлургии и литейном производстве
Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором
Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронным однофазным экранированным двигателям
Якорь электрической машины // 2247462
Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям якорей вращающихся электрических машин
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении и ремонте трехфазных асинхронных двигателей, работающих по схеме однофазного включения в электрическую сеть
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании автономных источников электроэнергии повышенной частоты, в частности - в автономных источниках энергии тока повышенной частоты на основе асинхронных генераторов с конденсаторным возбуждением
Шаговый двигатель // 2357350
Изобретение относится к электротехнике и предназначено для дискретных электроприводов
Способ пуска однофазного линейного асинхронного электродвигателя и устройство, его реализующее // 2620602
Изобретение относится к электротехнике, а именно к однофазным асинхронным двигателям. Однофазный асинхронный электродвигатель содержит рабочую и пусковую обмотки, при этом катушки пусковой обмотки являются частью рабочей обмотки и расположены левее оси магнитной симметрии двигателя. Катушки пусковой обмотки, подключенные параллельно к источнику питания, служат фазосмещающими элементами при пуске и продолжают действовать в рабочем режиме в качестве половины рабочей обмотки. Технический результат состоит в повышении мощности двигателя в рабочем режиме и снижении стоимости. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.