Лабиринтное уплотнение радиального зазора турбомашины
Использование: в авиационных газотурбинных двигателях, в частности в лабиринтных уплотнениях радиальных зазоров турбомашин. Лабиринтное уплотнение содержит сотовый элемент 2 на статоре 1 и гребешки 4 на роторе 3 турбомашины, расположенные с образованием между ними кольцевых канавок 5 и выполненные цилиндрическими толщиной, равной диаметру окружности, вписанной в ячейку сотового элемента 2, при этом наружная поверхность каждого гребешка 4 выполнена зубчатой с образованием между зубьями кольцевых канавок 6. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям.
Известны лабиринтные уплотнения, используемые в турбомашинах между ротором и статором, состоящие из тонких лабиринтных гребешков, выполненных на роторе, и ответной гладкой поверхности статора [1] В лабиринтном уплотнении на пути перетекающего рабочего тела создается большое гидравлическое сопротивление. С увеличением числа гребешков и с уменьшением зазора между гребешками и неподвижной деталью статора гидравлическое сопротивление возрастает и количество перетекающего рабочего тела уменьшается. Такое уплотнение просто по конструкции и надежно в работе. Однако при малых зазорах возможны задевания гребешков ротора о неподвижные кольца статора, большой износ, нагрев и повреждение гребешков. Это объясняется высоким уровнем температуры рабочего тела, окружных скоростей вращения деталей ротора, а также особенностями работы двигателя на переходных режимах (например, приемистости). Известны лабиринтные уплотнения, в которых сотовые кольца на статоре сочетаются с лабиринтными гребешками на роторе [2] Благодаря тому, что сотовые кольца имеют тонкие стенки сот, поверхность контакта между ними и гребешками ротора уменьшена примерно в 10 раз по сравнению с обычным лабиринтным уплотнением (с гладким кольцом статора). Это позволяет допускать беззазорную сборку узла уплотнения, и после приработки величина зазора составляет 0,2 мм. Недостатком известного лабиринтного уплотнения, принятого за прототип, является то, что гребешки лабиринтов тонкие и высокие. Такие гребешки просты по конструкции и надежны в работе, если температура рабочего тела относительно невысокая и изменяется относительно медленно. Однако в современных высокотемпературных ТРДД на переменных режимах работы температура рабочего тела (газа) изменяется резко. Поэтому при этих режимах сравнительно тонкий гребешок постоянной толщины быстро прогревается и принимает температуру рабочего тела, а массивно кольцо ротора, на котором они выполнены, нагревается или охлаждается медленнее. Такая разница температур между основанием и вершиной гребешков приводит к высоким термическим напряжениям и вследствие этого, к образованию трещин на гребешках, что выводит из строя деталь. Целью изобретения является уменьшение утечки рабочего тела при малых радиальных зазорах между ротором и статором и предотвращение растрескивания гребешков лабиринта. Цель достигается тем, что в лабиринтном уплотнении радиального зазора турбомашины, содержащем сотовый элемент на статоре и гребешки на роторе турбомашины, расположенные с образованием между ними кольцевых канавок, согласно изобретению гребешки выполнены цилиндрическими толщиной, равной диаметру окружности, вписанной в ячейку сотового элемента. При этом наружная поверхность каждого гребешка выполнена зубчатой с образованием между зубьями кольцевых канавок. На фиг.1 изображена турбина низкого давления ТРДД, продольный разрез; на фиг. 2 показан узел I на фиг.1 при малом радиальном зазоре

возможного врезания гре-
бешков в сотовое кольцо статора е, мм 1
Предлагаемое лабиринтное уплотнение работает следующим образом. Во время работы двигателя рабочее тело перетекает через зазоры между гребешками 4 и зигзагообразными окружными ребрами 7, расширяясь в полостях ячеек 2 и кольцевых полостях ячеек 2 канавок 5. При многократном дросселировании перетекающего рабочего тела вследствие значительного гидравлического сопротивления происходит потеря давления перетекающего рабочего тела, за счет чего существенно уменьшается его утечка. Так как толщина вершины гребешка 4 равна диаметру D окружности, вписанной в сотовую ячейку 2, то напротив каждого такого гребешка при любом положении предлагаемых гребешков ротора относительно кольца 1 статора всегда расположено какое-либо окружное зигзагообразное ребро 7 (фиг.5). Поэтому переменный зазор



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Похожие патенты:
Изобретение относится к материалам, применяемым в газотурбинных двигателях (ГТД), а именно к материалам для изготовления надроторного уплотнения ГТД
Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к турбинам авиационных двигателей
Изобретение относится к турбостроению , в частности к уплотнениям радиальных зазоров в турбомашинах Цель изобретения - уменьшение перетечек Уплотнительный элемент радиальных зазоров состоит из кольца с уплотнительным слоем 2 на его внутренней поверхности, на котором нанесены выступы в виде пирамид, смещенные в смежных рядах относительно друг друга на половину расстояния между осями соседних пирамид, причем длина стороны верхнего основания пирамиды равна половине стороны нижнего основания 1 з п ф-лы
Сотовое уплотнение турбомашины // 1749495
Статор многоступенчатой турбомашины // 1743262
Ступень осевой турбины // 1726785
Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в ступенях турбин с большими осевыми перемещениями ротора относительно статора
Устройство для регулирования осевых зазоров в лопаточных машинах газотурбинных двигателей // 1687804
Изобретение относится к авиационной технике, к частности к осевым уплотнениям лопаточных турбомашин с бандажными кольцами на рабочих лопатках роторов
Статор многоступенчатой турбомашины // 2133384
Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно, к статорам осевых компрессоров газотурбинных двигателей
Ступень осевой турбины // 2135780
Изобретение относится к области турбиностроения, а его объектом является ступень осевой паровой или газовой турбины, состоящая из соплового аппарата и рабочего колеса
Турбина // 2136896
Изобретение относится к машиностроению, конкретно - к турбостроению, и может быть использовано в турбинах с необандаженными направляющими и рабочими лопатками
Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин
Надбандажное уплотнение паровой турбины // 2210673
Изобретение относится к области турбостроения, а именно к надбандажным уплотнениям паровых турбин, и может быть использовано для уплотнения рабочих решеток первых ступеней части высокого и среднего давления турбины, работающих в зоне высоких температур и большой плотности пара
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при конструировании и модернизации цилиндров среднего и низкого давления паровых турбин
Изобретение относится к уплотнительным узлам и вращающимся машинам
Сотовое уплотнение для паровой турбины // 2283962
Изобретение относится к уплотнениям, в частности к лабиринтовым уплотнениям между подвижными относительно одна относительно другой поверхностями, и может быть использовано в надбандажных уплотнениях цилиндров высокого давления паровых турбин