Противоугонное устройство для транспортного средства
Использование: для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами, например автомобилями. Сущность изобретения: обеспечение передачи тревожной информации по радиоканалу на приемный пункт, а также точной и однозначной пеленгации угоняемого транспотного средства. Устройство содержит источник питания, резистор, дистанционный переключатель с обмотками, светодиодный индикатор, геркон, ключ зажигания, генератор прерывистых сигналов, реле, задающий генератор, фазовый манипулятор, передатчик, передающую антену, приемные антены, приемники, линию задержки, блок регистрации, фазовращатели на 90°, перемножители, фильтры нижних частот, квадраторы, сумматор, блок извлечения квадратного корня и однополярный вентиль. Для передачи тревожной информации по радиоканалу используется сигнал с фазовой манипуляцией, обладающий повышенной устойчивостью к помехам, структурной и энергетической скрытностью. 3 ил.
Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к устройствам для предотвращения недозволенного пользования транспортными средствами, например автомобилями.
Известные противоугонные устройства для транспортных средств основаны на блокировке рулевого вала транспортного средства, на блокировке тормозной системы, на блокировке двигателя, на блокировке цепи питания и подаче звукового сигнала, на перекрытии топливной системы, на использовании кодового замка. Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является противоугонное устройство для транспортного средства, которое выбрано в качестве прототипа. Указанное устройство содержит генератор прерывистых сигналов, электромагнитное реле, ключ зажигания, источник питания, реле с самоблокировкой и микровыключатель. Оно препятствует попытке угона транспортного средства. Однако оно не снабжено тревожной сигнализацией и позволяет злоумышленникам длительное время заниматься преступной деятельностью. Угонщик, предприняв неоднократные попытки запустить двигатель, все же имеет реальную возможность обнаружить наличие противоугонного устройства, раскрыть принцип его работы и совершить угон транспортного средства. Для выключения противоугонного устройства необходимо при включенном зажигании нажать в определенном месте на внутреннюю стенку кабины либо утопить слегка выступающую головку винта без резьбы. За счет деформации стенки кабины либо нажатия на винт срабатывает находящийся за стенкой кабины микровыключатель. Однако микровыключатель может сработать и при случайном нажатии на винт или на стенку кабины, что приводит к выключению противоугонного устройства и осуществлению угона транспортного средства. Так как устройство встает на самоблокировку при поданном питании на реле, то дребезг его контактов при движении транспортного средства может привести к срыву блокировки и переходу из режима нормальной эксплуатации в режим охраны. Следовательно, указанное противоугонное устройство имеет сравнительно низкую надежность. Кроме того, оно не снабжено опознавательным кодом и не обеспечивает возможности для пеленгации угоняемого транспортного средства. Цель изобретения повышение надежности и расширение функциональных возможностей путем передачи тревожной информации по радиоканалу на приемный пункт, точной и однозначной пеленгации угоняемого транспортного средства. Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены на транспортном средстве токоограничивающий резистор, светодиодный индикатор, дистанционный переключатель с двумя противофазными обмотками, геркон, задающий генератор, фазовый манипулятор и передатчик, связанный с передающей антенной. На приемном пункте установлены две приемные антенны, два приемника, два фазовращателя на 90о, линия задержки, три перемножителя, три фильтра низких частот, два квадратора, сумматор, блок извлечения квадратного корня, однополярный вентиль и блок регистрации. На транспортном средстве с плюсовой шиной источника питания соединены непосредственно одни из выводов токоограничивающего резистора и двух обмоток дистанционного переключателя, а через ключ зажигания одни из питающих выводов задающего генератора, фазового манипулятора и передатчика, контакты разнонаправленного действия, относящиеся к первой обмотке дистанционного переключателя, включены между одним из выводов геркона и другими выводами обмоток дистанционного переключателя, а один из контактов однонаправленного действия, относящихся ко второй обмотке дистанционного переключателя. Между анодом светодиодного индикатора и другим выводом токоограничивающего резистора с минусовой шиной источника питания соединены непосредственно катод светодиодного индикатора и другой вывод геркона, а через другой контакт, относящийся ко второй обмотке дистанционного переключателя, другие питающие выводы генератора прерывистых сигналов, задающего генератора, фазового манипулятора и передатчика. На приемном пункте последовательно включены первая приемная антенна, первый приемник, линия задержки, первый перемножитель, соединенный одним из выходов с выходом первого приемника, а одним из выходов со входом первого фазовращателя на 90о, и первый фильтр нижних частот. Последовательно включены второй перемножитель, второй фильтр нижних частот, первый квадратор, сумматор, блок извлечения квадратного корня и однополярный вентиль. Последовательно включены вторая приемная антенна, второй приемник, второй фазовращатель на 90о, третий перемножитель, соединенный одним из входов с выходом первого фазовращателя на 90о, третий фильтр нижних частот и второй квадратор, соединенный выходом с одним из входов сумматора, выходы второго перемножителя подключены к выходам обоих приемников, а входы блока регистрации к выходам первого фильтра нижних частот и однополярного вентиля. На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 временные диаграммы, поясняющие работу устройства; на фиг. 3 принцип пеленгации транспортного средства фазовым методом. Противоугонное устройство для транспортного средства содержит источник 1 питания, резистор 2, дистанционный переключатель 3, первую 4 и вторую 5 обмотки дистанционного переключателя, светодиодный индикатор 6, геркон 7, ключ 8 зажигания, генератор 9 прерывистых сигналов, реле 10, задающий генератор 11, фазовый манипулятор 12, передатчик 13, передающую антенну 14, первую 15 и вторую 16 приемные антенны, первый 17 и второй 18 приемники, линию задержки 19, первый перемножитель 20, первый фильтр 21 нижних частот, блок 22 регистрации, первый 23 и второй 24 фазовращатели на 90о, второй 25 и третий 26 перемножители, второй 27 и третий 28 фильтры нижних частот, первый 29 и второй 30 квадраторы, сумматор 31, блок 32 извлечения квадратного корня и однополярный вентиль 33. К плюсовой шине источника 1 питания последовательно подключены резистор 2, контакты 5.1 обмотки 5 и светодиодный индикатор 6. К плюсовой шине источника 1 питания последовательно подключены обмотка 4 дистанционного переключателя 3, ее контакты 4.1 и геркон 7, который через последовательно включенные обмотку 5 и контакты 4.2 соединены с плюсовой шиной источника 1 питания. Катушка зажигания через ключ 8 зажигания и контакты 10.1 реле 10 соединена с плюсовой шиной источника 1 питания. К выходу ключа 8 зажигания последовательно подключены генератор 9 прерывистых сигналов и контакты 5.2 обмотки 5. К выходу задающего генератора 11 последовательно подключены фазовый манипулятор 12, второй вход которого соединен с выходом генератора 9 прерывистых сигналов, передатчик 13 и передающая антенна 14. Напряжение питания на задающий генератор 11, фазовый манипулятор 12, передатчик 13 и генератор 9 прерывистых сигналов подается через ключ 8 и контакты 5.2 обмотки 5. К выходу приемной антенны 15 последовательно подключены приемник 17, линия задержки 19, перемножитель 20, второй вход которого соединен с выходом приемника 17, фильтр 21 нижних частот и блок 22 регистрации. К выходу приемной антенны 16 последовательно подключены приемник 18, перемножитель 25, второй вход которого соединен с выходом приемника 17, фильтр 27 нижних частот, квадратор 29, сумматор 31, блок 32 извлечения квадратного корня и однополярный вентиль 33, выход которого соединен с вторым входом блока 22 регистрации. К выходу приемника 17 последовательно подключены фазовращатель 23 на 90о, перемножитель 26, второй вход которого через фазовращатель 24 на 90о соединен с выходом приемника 18, фильтр 28 нижних частот и квадратор 30, выход которого соединен с вторым входом сумматора 31. Устройство работает следующим образом. Транспортное средство может находиться в двух режимах: в режиме нормальной эксплуатации, когда противоугонное устройство выключено, и в режиме охраны, когда включено противоугонное устройство. В первый режим транспортное средство переводится путем поднесения постоянного магнита, выполненного, например, в виде брелка, к геркону 7, установленному за обшивкой транспортного средства в месте, известном только владельцу. Обмотка 4 дистанционного переключателя 3 через замкнутые контакты 4.1 и геркон оказывается подключенной к источнику 1 питания. Дистанционный переключатель 3 переводится в свое первое устойчивое состояние, при котором контакты 4.2 замыкаются, а контакты 4.1 размыкаются. Контакты 5.1 и 5.2 обмотки 5 находятся в разомкнутом состоянии. При включении зажигания питание подается к катушке зажигания и двигатель работает в нормальном режиме, неисправность в цепи зажигания отсутствует. Для перевода транспортного средства в режим охраны, т.е. включения противоугонного устройства, владелец опять подносит постоянный магнит к геркону 7. В этом случае срабатывает обмотка 5, и дистанционный переключатель 3 переводится во второе устойчивое состояние, при котором контакты 4.1, 5.1 и 5.2 замыкаются, а контакты 4.2 размыкаются. Питание через резистор 2 и замкнутые контакты 5.1 поступает на светодиодный индикатор 6, который срабатывает и сигнализирует о том, что противоугонное устройство включено. При включении зажигания через замкнутые контакты 5.2 поступает питание на генератор 9 прерывистых сигналов, задающий генератор 11, фазовый манипулятор 12 и передатчик 13. Задающий генератор 11 формирует гармоническое колебание (фиг. 2а): Uc(t) Uc cos (




































с скорость распространения радиоволн;










U3(t





+



Uн1(t) Uн1 cos




К коэффициент передачи перемножителя, пропорциональное модулирующему коду М(t) (фиг. 2б). Это напряжение выделяется фильтром 21 нижних частот и регистрируется блоком 22 регистрации. Для пеленгации угоняемого транспортного средства используется фазовый метод, при котором разность фаз сигналов, принимаемых двумя разнесенными антеннами 15 и 16, определяется выражением










U






x M(t)M(t





0




Из полученного результирующего колебания фильтром 27 нижних частот выделяется напряжение разностной частоты
Uр1(t) U







Однако при нестабильности несущей частоты


U4(t) U1M(t) cos (


U1M(t) sin (


U5(t) U2M(t




U2M(t




0


U





+ U






0


Uр2(t) U






U



x(cos2






Uн2(t) U






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3