Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства
Использование: для предотвращения угона и снятия деталей автомобиля. Сущность изобретения: устройство содержит последовательно включенные датчик сотрясений, усилитель, таймер, исполнительный блок и сигнальный элемент, узел переключения режима, соединенный с соответствующими входами таймера, блок контактных датчиков, триггер. Схема обеспечивает работу устройства в дополнительном режиме, применяемом предпочтительно в дневное время, что исключает ложные срабатывания от датчика сотрясений и гарантирует срабатывание устройства только при реальной угрозе угона автомобиля. Конструктивная реализация таймера позволяет задержать подключение датчика на 1 - 2 с после окончания сигнала тревоги, что исключает ложные срабатывания от вибрации автомобиля, возникающей при звучании сигнального элемента. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и может быть использовано в качестве охранного устройства для предотвращения его угона, вскрытия багажника, капота, а также снятия колес и других частей.
Известно устройство [1] тревожной сигнализации, которое основано на использовании контактных элементов, срабатывающих при открывании дверей, капота или багажника. Недостаток известного устройства - отсутствие защиты от снятия колес, стекол и других частей автомобиля. Кроме этого, если автомобиль был открыт с целью угона, вор был напуган сигнальным устройством и убежал, а хозяина автомобиля не оказалось поблизости, то система тревожной сигнализации будет включаться в повторно-кратковременном режиме. Известна система [2] выявления вибраций и ударов, предназначенная для оснащения автомобиля, содержащая вибродатчик, генерирующий сигналы, пропорциональные амплитуде и частоте вибрации, устройство программного ввода, запоминающее устройство, заключающее в себе предельно допустимые параметры вибраций различных видов; контроллер, сравнивающий предельно допустимые параметры вибрации с расчетными значениями, вычисленными с использованием программного обеспечения на основе сигналов вибродатчика. В случае необходимости по результатам этого сравнения контроллер включает систему сигнализации, что свидетельствует о превышении допустимых предельных параметров вибрации. Эта система имеет преимущества в том, что она, кроме дверей, багажника и капота защищает колеса, стекла и другие детали автомобиля. Однако известная система сигнализации достаточно сложна, т.к. требует тщательной настройки с использованием программного обеспечения и имеет свои специфические недостатки. При очень тонкой настройке при любом ударе, качке или сдвиге машины с места будет срабатывать тревожная сигнализация. Срабатывание сигнала тревоги возможно даже при порывах ветра или ударах грома. При более грубой настройке можно избежать неприятностей от срабатывания при порывах ветра и других факторах, но при этом угонщик может очень осторожно открыть дверь, капот или багажник и снять некоторые детали автомобиля. Поэтому получили распространение системы противоугонной сигнализации, сочетающие применение контактных датчиков и вибродатчиков. Известно устройство [3] противоугонной сигнализации для транспортного средства, принятое в качестве прототипа, содержащее последовательно включенные датчик сотрясения, усилитель сигналов, электронный таймер, исполнительный блок и сигнальный элемент, также систему контактных датчиков (двери или освещение салона, багажник, капот), которые также подключены на вход электронного таймера, на второй вход которого подключен переключатель режимов, а второй выход электронного таймера соединен с разрешающим работу входом иcполнительного блока. Известное устройство работает следующим образом. После включения устройства в режим охраны и выхода водителя из салона при закрывании двери сигналом от дверного выключателя или от датчика сотрясений в известном устройстве электронным таймером отрабатывается временная задержка 32 с, после которой устройство переходит в дежурный режим. После поступления сигнала тревоги с дверного выключателя или датчика сотрясений с задержкой 8 с, которую отрабатывает электронный таймер, включается исполнительный блок и подключает сигнальный элемент (клаксон) на 24 с, т.к. через 32 c с момента поступления сигнала тревоги электронный таймер отключает исполнительный блок. Если за это время дверные выключатели не будут переведены в дежурный режим или вновь поступит сигнал с датчика сотрясений, устройство будет срабатывать многократно. При срабатывании устройства от датчика капота или багажника сигнал тревоги включается немедленно, причем продолжительность его будет 32 с. Устройство не позволяет угонщику или вору даже при очень бережном обращении войти в салон автомобиля. Однако в дневное время оно может стать игрушкой для детей и раздражителем для окружающих. В некоторых случаях при особо благоприятных условиях (влажность воздуха, техническое состояние автомобиля, демпфирующие свойства грунта) после однократного срабатывания устройства тревожной сигнализации корпус автомобиля может быть настолько перевозбужден, что эти остаточные колебания могут явиться причиной срабатывания датчика сотрясений повторно даже тогда, когда опасность миновала, вор покинул автомобиль и закрыл дверь. Возможно нежелательное многократное срабатывание устройства в тех случаях, когда угонщик был напуган автосторожем и оставил салон, но не закрыл за собой дверь, а хозяин автомобиля не смог быстро прийти на помощь. Цель изобретения - повышение комфортности устройства противоугонной сигнализации для владельцев автомобиля и окружающих путем исключения ложных срабатываний. Эта цель достигается благодаря тому, что в устройстве противоугонной сигнализации для транспортного средства, содержащем последовательно включенные датчик сотрясений, усилитель, таймер, исполнительный блок, разрешающий вход которого соединен со вторым входом таймера, и сигнальный элемент, узел переключения режима, выход которого подключен ко второму входу таймера, блок контактных датчиков, узел переключений режима выполнен с дополнительным выходом, усилитель - с дополнительным входом, а таймер - с двумя дополнительными входами и двумя дополнительными выходами. Устройство снабжено триггером, входы которого соединены со вторым и первым дополнительными выходами таймера, а выход - с первым дополнительным входом последнего, связанным с дополнительным выходом узла переключения режима, второй дополнительный выход таймера соединен с дополнительным входом усилителя, а второй дополнительный вход - с выходом блока контактных датчиков. Таймер включает в себя формирователь выдержки времени сигнала тревоги и формирователь задержки подачи сигнала тревоги, соединенные последовательно, формирователь задержки включения усилителя, подключенный входом к выходу формирователя выдержки времени сигнала тревоги и формирователь задержки перевода в дежурный режим. Первый вход формирователя выдержки времени сигнала тревоги и вход формирователя задержки перевода в дежурный режим являются соответственно первым и вторым входами таймера, второй вход формирователя выдержки времени сигнала тревоги - первым дополнительным входом, объединенные третий вход формирователя выдержки времени сигнала тревоги и второй вход формирователя задержки подачи сигнала тревоги - вторым дополнительным входом, выход формирователя задержки подачи сигнала тревоги и выход формирователя задержки перевода в дежурный режим - соответственно первым и вторым выходами, выход формирователя выдержки времени сигнала тревоги и выход формирователя задержки включения усилителя - соответственно первым и вторым дополнительными выходами таймера. Снабжение таймера двумя дополнительными входами и двумя дополнительными выходами, а также снабжение узла переключателя режима дополнительным выходом дает возможность улучшить алгоритм работы устройства и устранить недостатки, присущие прототипу. Снабжение устройства триггером, входы которого соединены со вторым и первым дополнительным выходами таймера, а выход с первым дополнительным входом последнего, связанным с дополнительным выходом узла переключения режима, а также подключение блока контактных датчиков ко второму дополнительному входу таймера позволяет построить двухрежимную работу устройства в режиме II, который применяется предпочтительно в дневное время и исключает срабатывания устройства от датчика сотрясений до тех пор, пока устройство не срабатывает от блока контактных датчиков. В режиме II обеспечивается автоматический переход работы устройства в режим I. Срабатывание блока контактных датчиков происходит только при открывании любой двери автомобиля. Применение режима II в дневное время исключает ложное срабатывание от случайных ударов и сдвигов автомобиля и повышает комфортабельность устройства для владельца и окружающих. Подключение блока контактных датчиков к самостоятельному входу таймера позволяет обеспечить работу устройства с различными временными задержками на включение сигнала тревоги от разных датчиков, что также делает устройство более комфортным в обращении и позволяет построить алгоритм работы устройства так, что исключается повторное звучание тревожной сигнализации, если угонщик был ею напуган и покинул автомобиль, но не закрыл двери. Снабжение таймера вторым дополнительным выходом, снижающим загрубление усилителя сигналов с выдержкой во времени после окончания звучания сигнала тревоги, дает возможность исключить ложные срабатывания датчика сотрясений от вибрации корпуса автомобиля, возникающей при звучании клаксона. Снабжение формирователя выдержки сигнала тревоги первым и двумя дополнительными входами дает возможность сформировать сигнал тревоги при подаче сигнала либо с усилителя, либо с блока контактных датчиков. Если формирователь выдержки сигнала включается от усилителя, то на первом выходе сигнал появляется с задержкой



















Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ПРОТИВОУГОННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее последовательно включенные датчик сотрясений, усилитель, таймер, исполнительный блок, разрешающий вход которого соединен с вторым выходом таймера, и сигнальный элемент, узел переключения режима, выход которого подключен к второму входу таймера, блок контактных датчиков, отличающееся тем, что узел переключения режима выполнен с дополнительным выходом, усилитель - с дополнительным входом, а таймер - с двумя дополнительными входами и двумя дополнительными выходами, причем устройство снабжено триггером, входы которого соединены с вторым и первым дополнительным выходами таймера, а выход - с первым дополнительным входом последнего, связанным с дополнительным выходом узла переключения режима, второй дополнительный выход таймера соединен с дополнительным входом усилителя, а второй дополнительный вход - с выходом блока контактных датчиков. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что таймер включает в себя формирователь выдержки времени сигнала тревоги и формирователь задержки подачи сигнала тревоги, соединенные последовательно, формирователь задержки включения усилителя, подключенный входом к выходу формирователя выдержки времени сигнала тревоги, и формирователь задержки перевода в дежурный режим, при этом первый вход формирователя выдержки времени сигнала тревоги и вход формирователя задержки перевода в дежурный режим являются соответственно первым и вторым входами таймера, второй вход формирователя выдержки времени сигнала тревоги - первым дополнительным входом, объединенные третий вход формирователя выдержки времени сигнала тревоги и второй вход формирователя задержки подачи сигнала тревоги - вторым дополнительным входом, выход формирователя задержки подачи сигнала тревоги и выход формирователя задержки перевода в дежурный режим - соответственно первым и вторым выходами, выход формирователя выдержки времени сигнала тревоги и выход формирователя задержки включения усилителя - соответственно первым и вторым дополнительными выходами таймера.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2