Способ приработки червячных передач
Авторы патента:
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ускоренной приработки сопряженных элементов червячных передач. Цель изобретения - ускорение процесса приработки без снижения ресурса передачи. Перед началом приработки червяк намагничивают, приработку ведут в масляной ванне с добавлением мелкодисперсной абразивной порошковой присадки, в качестве которой используется ферромагнитный порошок. При достижении заданного КПД передачи приработку заканчивают и червяк размагничивают, а масло с присадкой удаляют. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ускоренной приработки сопряженных элементов червячной и глобоидной передач.
Известен способ магнитно-абразивной обработки сопряженных элементов машин, заключающийся в том, что в зазоре сопрягающихся элементов силами электромагнитного поля удерживаются зерна ферромагнитного порошка (ферробор, ферровольфрам и т.д.), которые вследствие осцилляции полюсников электромагнита получают колебательное движение вдоль оси обрабатываемой детали [1]. При магнитно-абразивной обработке происходит снятие неровностей до удаления верхнего слоя, равного по высоте исходной шероховатости, после чего формируется новый микрорельеф. Недостатком указанного способа является то, что его использование возможно при наличии зазора между сопрягаемыми деталями. По этой причине данный способ не применим для приработки сопряженных элементов червячных передач, так как приработка этих элементов осуществляется в зоне контакта без зазора. Известен способ приработки червячных передач, заключающийся в том, что устройство с такой передачей устанавливают на обкаточном стенде и подвергают обкатке. Недостатком указанного способа является то, что заводская приработка в большинстве случаев ограничивается экономическими соображениями, а не готовностью сопрягаемых пар к восприятию полных эксплуатационных нагрузок. Детали силовой передачи окончательно прирабатываются через 80-100 ч, а время обкатки целого ряда механизмов у нас в стране и за рубежом составляет от 15 мин до 15 ч [2, с. 114]. Использование указанного способа для приработки сопряженных элементов червячных передач приводит к большим экономическим затратам. Это происходит вследствие того, что специфической особенностью червячных передач является повышенная скорость скольжения сопряженных поверхностей. Поэтому комплекс условий трения скольжения служит решающим фактором, определяющим и потери в зацеплении, и нагрузочную способность передач. В случае преждевременного прекращения процесса приработки элементов червячных передач их КПД в начальный период будет невысоким. Известен способ приработки сопряженных элементов машин, заключающийся в том, что приработку ведут в масляной ванне с добавлением в масло абразивной порошковой присадки, а после окончания процесса масло с присадкой удаляют [2, с. 119]. Применение указанного способа для червячных передач может привести к тому, что при попадании в зону контакта абразивные частицы способны внедриться в активную поверхность зуба червячного колеса, изготовленного из бронзы. В процессе дальнейшей работы происходит изнашивание червяка, увеличение зазоров в зацеплении и, как следствие, снижение ресурса передачи. Цель изобретения - ускорение процесса приработки без снижения ресурса передачи, снижение трения и тепловыделения в зацеплении повышение КПД передач. Цель достигается тем, что приработку ведут в масляной ванне с добавлением в нее высокодисперсной абразивной порошковой присадки. Перед началом приработки червяк намагничивают, а в качестве абразивного порошка используют ферромагнитный материал. Процесс приработки ведут до достижения состояния, регламентируемого техническими требованиями, затем червяк размагничивают, а смазочный материал с порошком и изношенными частицами удаляют. Способ приработки элементов червячных передач может быть осуществлен с помощью стандартной машины трения СМЦ-2 по схеме: колодка-стальной диск. Материал колодки-бронза БрОЦС6-6-3, применяемая в качестве материала венца червячного колеса. Сравнительные испытания проводились при одинаковых нагрузочно-скоростных параметрах. Чтобы оценить влияние рассматриваемого способа, первое испытание проходило в условиях, когда колодка прижималась с определенным усилием к вращающемуся с постоянной угловой скоростью диску, который был частично погружен в масляную ванну (масло турбинное). В процессе испытания через определенный промежуток времени оценивался износ по увеличению ширины площадки контакта (первоначальный контакт-линейчатый). Другая серия испытаний проводилась в условиях, когда стальной диск предварительно намагничивался, а смазочный материал представлял собой смесь турбинного масла и ферромагнитных частиц. В результате сравнительных испытаний был подтвержден эффект ускорения приработки за счет наличия магнитного поля и ферромагнитных частиц в смазочном слое. Анализ полученных в результате испытаний зависимостей ширины площадки контакта от времени работы трущейся пары показал, что за время t=5 мин износ в обоих случаях оказался одинаковым (ширина площадки контакта была равна 3,5 мм). Однако дальнейшая работа пары трения (t>5 мин) показала, что износ пары без ферромагнитных частиц и намагниченного диска продолжает расти и при t=15 мин составлял 5,5-6,5 мм (зависимость подчинялась уравнению l=atb, где b

Формула изобретения
1. СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ, заключающийся в том, что приработку ведут в масляной ванне, причем в масло добавляют мелкодисперсную абразивную порошковую присадку, отличающийся тем, что перед началом приработки червяк намагничивают, приработку ведут до достижения заданного КПД передачи, после чего приработку заканчивают и червяк размагничивают, а масло с присадкой удаляют. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве мелкодисперсной абразивной порошковой присадки используют ферромагнитный порошок.
Похожие патенты:
Автоматическая бесступенчатая трансмиссия // 2031279
Изобретение относится к машиностроению, в частности к инерционным автоматическим трансмиссиям бесступенчатого регулирования передаточных отношений вместо многоступенчатых коробок передач многих видов машин и видов транспорта
Лепестковая волновая передача // 2031278
Изобретение относится к редукторам и может быть использована в машиностроении
Передача с промежуточными звеньями // 2029172
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин
Планетарно-кривошипная передача // 2029171
Изобретение относится к редукторам (или мультипликаторам) и может быть использовано в машиностроении и приборостроении
Планетарная прецессионная передача // 2029170
Планетарная прецессионная передача // 2029169
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве передачи в приводах различных механизмов
Передача с промежуточными звеньями // 2029168
Передача с промежуточными звеньями // 2029167
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных, тяжелонагруженных машин и механизмов
Многопоточная зубчатая передача // 2027090
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении
Планетарная роликовинтовая передача // 2104425
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное
Волновой привод // 2110711
Червячная передача // 2110712
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков
Планетарный редуктор а.и.суровцева // 2110713
Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения
Дифференциальный механизм // 2111396
Планетарный редуктор // 2112166
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования