Передача с промежуточными звеньями
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: передача содержит корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внутренними зубьями, кулачок, многорядную обойму и промежуточные звенья. Центральное колесо состоит из двух частей, неподвижная часть связана с корпусом, а подвижная - с ведомым валом. Кулачок установлен на ведущем валу и выполнен в виде четырех последовательно установленных и жестко соединенных между собой дисков. Оси двух крайних и средних дисков смещены относительно оси ведущего вала на одну и ту же величину, расположены по разные стороны относительно него, параллельны между собой и расположены в одной плоскости. Количество зубьев подвижной части отличается от количества зубьев неподвижной части центрального колеса. Количество пазов с промежуточными звеньямив рядах подвижной обоймы соответствует количеству зубьев взаимодействующей с ними части центрального колеса. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных, тяжелонагруженных машин и механизмов.
Известна передача с промежуточными звеньями [1], содержащая корпус, водило, выполненное в виде двух дисков, установленных на ведущем валу, промежуточные звенья в виде трехрядной роликовой цепи, взаимодействующие с дисками и двухвенцовой звездочкой с внутренними зубьями, закрепленной на корпусе. При этом каждое звено первого и второго рядов выполнено с дополнительным роликом, контролирующим с соответствующим диском водила, причем ось дополнительного ролика параллельна осям основных роликов, размещена в плоскости симметрии звена и смещена к центру передачи. Одним из основных недостатков передачи является асимметричное нагружение ведущего вала, вызванное смещением дисков водила вдоль его продольной оси, приводящее к возникновению опрокидывающего момента. Это требует установки ведущего вала в корпусе на опорах и следовательно приводит к возникновению избыточных связей, поскольку по одной кинематической цепи ведущий вал опирается на корпус через опоры, а по другой - через промежуточные звенья и звездочку. Работоспособность передачи обеспечивается путем введения зазоров в кинематических цепях, необходимых для компенсации неточностей изготовления взаимодействующих деталей. Однако это не избавляет от появления вибраций при повышенных оборотах, вызванных несбалансированностью водила. Эти же недостатки присутствуют в других аналогичных решениях, например, в механизме изменения скорости [2]. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является передача с промежуточными звеньями [3], содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, связанное с корпусом центральное колесо с внутренними зубьями, обойму, жестко соединенную с ведомым валом, промежуточные звенья, размещенные в гнездах обоймы, кинематически связанные с центральным колесом и кулачком, выполненным в виде четырех дисков, жестко соединенных с ведущим валом, причем оси двух крайних и средних дисков смещены относительно оси ведущего вала на одну и ту же величину и расположены по разные стороны относительно него. Конструктивное исполнение передачи обеспечивает балансировку, симметричное нагружение и самоустановку ведущего вала относительно центрального колеса передачи. Недостатком описанного решения является значительное увеличение диаметральных габаритов передачи при получении больших передаточных отношений и сохранении ее несущей способности, поскольку величина передаточного отношения пропорциональна количеству и размерам промежуточных звеньев, определяющих габариты центрального колеса и передачи в целом: И = - Z, где И - передаточное отношение передачи; Z - число промежуточных звеньев передачи в одном из рядов подвижной обоймы. Задача изобретения - достижение большего значения передаточного отношения в пределах тех же значений КПД, кинематической точности, массогабаритных и силомоментных параметров передачи. Это достигается тем, что в предлагаемой передаче центральное колесо выполнено из двух частей, неподвижная часть которого связана с корпусом, а подвижная - с ведомым валом. При этом количество зубьев неподвижной части центрального колеса отличается от количества зубьев подвижной части, а количество пазов с промежуточными звеньями в рядах подвижной обоймы соответствует количеству зубьев взаимодействующей с ними части центрального колеса. Выполнение центрального колеса в виде 2-х частей с разным количеством зубьев, одна из которых неподвижна, жестко связана с корпусом, другая - подвижна и соединена с ведомым валом, а обоймы с двумя типами рядов пазов, причем количество пазов с промежуточными звеньями в ряде соответствует количеству зубьев, зацепляемых с ними частей центрального колеса, позволяет без изменения габаритов создать вторую ступень передачи, обеспечивающую увеличение передаточного отношения. При этом сохраняются все достоинства прототипа - балансировка, уравновешивание и самоустановка ведущего вала и обоймы относительно подвижной и неподвижной частей центрального колеса передачи. Предложенная конструкция практически значительно проще известных многоступенчатых передач за счет единого конструктивного исполнения ведущего вала и обоймы каждой из ступеней передачи. Данное решение позволяет создавать законченные автономные модули с большим передаточным отношением, которое определяется по формуле: И =
Формула изобретения
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ, содержащая центральное колесо с внутренними зубьями, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, выполненный в виде четырех последовательно установленных и жестко соединенных между собой дисков, оси двух крайних и средних дисков смещены относительно оси ведущего вала на одну и ту же величину, расположены по разные стороны относительно него, параллельны между собой и расположены в одной плоскости, подвижную многорядную обойму с размещенными в ней промежуточными звеньями, кинематически связанными с кулачком и центральным колесом, отличающаяся тем, что центральное колесо выполнено из двух частей, одна из которых неподвижна, другая подвижная, часть связана с ведомым валом, количество ее зубьев отлично от количества зубьев неподвижной части центрального колеса, а количество пазов с промежуточными звеньями в рядах подвижной обоймы соответствует количеству зубьев взаимодействующей с ними части центрального колеса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3