Способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес
Использование: обработка металлов давлением, а именно изготовление цельнокатаных колес. Сущность: получение колес с одинаковой толщиной и конфигурацией диска, ступицы независимо от разновеса исходных заготовок. Способ включает осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе и формовку заготовки горячей штамповкой. Формовку осуществляют в два этапа, на первом из которых перемещением верхней части формовочного штампа формуют обод и диск толщиной, равной толщине диска готового изделия, а на втором этапе при фиксированном положении верхней части штампа относительно нижней подвижным пуансоном формуют ступицу с полостью и перемычкой. 3 ил.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению цельнокатаных колес.
Известен способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, заключающийся в том, что после осадки заготовки в калибровочном кольце и калибровки ее наружной поверхности заготовку центрируют по этой поверхности и окончательно осаживают с одновременной разгонкой металла пуансоном и выполнением основания ступицы с калибровкой его наружной поверхности, а центрирование заготовки перед формовкой на формовочном прессе осуществляют по откалиброванной поверхности ступицы [1]. К недостатку этого способа относится то, что окончательное оформление ступицы осуществляется на калибровочном прессе после прокатки заготовки на колесопрокатном стане, в результате чего металл ступицы теряет температуру, а это приводит к образованию таких дефектов как невыполнение верхней части ступицы, к появлению дефектов в виде рванин, трещин, плен. Кроме того, в результате формовки ступицы пуансоном на калибровочном прессе возникающие в металле центральной зоны заготовки напряжения вызывают его течение из ступицы в диск, что приводит к увеличению толщины диска у ступицы и искажению его конфигурации, т.е. к снижению точности размеров диска колеса. В дальнейшем такие колеса требуют ремонтной обточки по диску, что снижает технико-экономические показатели производства и ухудшает товарный вид продукции. Известен также способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, включающий осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовки горячей штамповкой, включающей формообразование подвижных пуансоном ступицы с полостью и перемычкой [2]. Недостатком этого способа является значительная трудоемкость, обусловленная тем, что в процессе формовки выполняют только обод, а диск затем прокатывают на стене, и, как следствие, пониженная производительность. Технический результат обеспечиваемый изобретением, состоит в упрощении процесса при повышении качества изделий и производительности. Это достигается тем, что в способе изготовления заготовок для цельнокатанных колес, включающем осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовок горячей штамповкой, включающей формообразование подвижным пуансоном ступицы с полостью и перемычкой, формовку осуществляют в два этапа, на первом из которых перемещением верхней части формовочного штампа формообразуют обод и диск толщиной, равной толщине диска готового изделия, а второй этап, состоящий из упомянутого формообразования ступицы с полостью и перемычкой, ведут при фиксированном положении верхней части штампа относительно нижней его части. На фиг. 1 показано промежуточное положение штампов при формовке диска заготовки; на фиг.2 - положение штампов по окончании операции формовки диска на окончательную толщину (первый этап); на фиг.3 - положение штампов и пуансона в конечный момент формообразования ступицы, полости ступицы и перемычки (второй этап). На чертеже обозначено: нижняя часть 1 формовочного штампа, верхняя часть 2 формовочного штампа, заготовка 3, пуансон 4 для формовки ступицы; ступица 5, перемычка 6 ступицы, формовочное кольцо 7, регулируемый упор 8, нижняя плита 9, Ра - усилие формовки диска; Pmax - максимальное усилие основной траверсы пресса; Р - усилие формовки ступицы; Рп - усилие распора штампов, Pr - гидростатическое давление металла на штампы; возникающее от давления пуансона; S - площадь, на которую действует гидростатическое давление; ta - промежуточная толщина диска; tk - конечная толщина диска. Сущность способа заключается в следующем. Нагретую до температуры деформирования заготовку после осадки и разгонки укладывают на нижнюю часть 1 формовочного штампа (фиг.1), центрируют ее, нажатием верхней части 2 формовочного штампа усилием Ра осуществляют формирование заготовки 3 до толщины диска tk, равной толщине диска готового изделия (фиг. 2). После этого движение верхней части 2 штампа прекращают и фиксируют его в данном положении относительно нижней части 1 формовочного штампа. Далее усилием Р пуансона 4 производят формирование ступицы 5, полости ступицы и перемычки 6, причем в течение всего периода формообразования ступицы 5 верхнюю часть 2 штампа удерживают относительно нижней части 1, не изменяя размера толщины диска tk. После получения ступицы 5 пуансон 4 выводят из полости ступицы, производят подъем верхней части 2 штампа и удаление отформованной заготовки из-под пресса. Диск по толщине и ступицу по длине при этом получают требуемых размеров. П р и м е р. При изготовлении железнодорожного цельнокатаного колеса диаметром 957 мм по ГОСТ 9036-88 нагретую до температуры 1260оС исходную заготовку массой 470 кг и высотой 300 мм предварительно осаживали гладкими плитами на прессе усилием 20 МН, осаживали в технологическом кольце с последующей разгонкой пуансоном на прессе усилием 50 МН. Полученную заготовку диаметром 865 мм и высотой 110 мм центрировали на нижней части формовочного штампа пресса двойного действия усилием 90/20 МН, после чего основной траверсой с усилием 80 МН производили штамповку диска. Диаметр верхней и нижней частей формовочного штампа составлял 800 мм. При достижении толщины диска размера 25 мм у ступицы формовочное кольцо 7 опускалось на регулируемый упор 8. После касания формовочным кольцом этого упора все усилие, развиваемое гидроцилиндром основной траверсы пресса, равное 90 МН, воспринималось этим регулируемым упором. Затем включали в работу в гидроцилиндр вспомогательной траверсы для формовки пуансоном ступицы. В процессе ее формообразования усилие на пуансоне составляло 7,5 МН. В связи с тем, что после формовки диска на основную траверсу воздействовали усилием 9 МН, которое больше усилия распора частей формовочного штампа (
Формула изобретения
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС, включающий осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовки горячей штамповкой, включающей формообразование подвижным пуансоном ступицы с полостью и перемычкой, отличающийся тем, что формовку осуществляют в два этапа, на первом из которых перемещением верхней части формовочного штампа формообразуют обод и диск толщиной, равной толщине диска готового изделия, а второй этап, состоящий из упомянутого формообразования ступицы с полостью и перемычкой, ведут при фиксированном положении верхней части штампа относительно нижней его части.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3