Учебный прибор по физике
Изобретение относится к области обучения по физике, астрономии и теоретической механике, а также может быть использовано во время лекционных занятий и демонстраций учебного материала . Задача изобретения - увеличение точности функционирования и наглядности движения шарика, как модели движения микрочастиц. Увеличение точности функционирования и наглядности достигается за счет светящегося шарика и его связи с упругими элементами, закрепленными на раме. 4 ил.
Изобретение относится к моделированию криволинейного движения частиц внутри кристаллических тел, а также при сложении взаимно перпендикулярных колебаний и может быть использовано при автоматизации демонстрации сложения взаимно перпендикулярных колебаний, во время лекционных занятий по общему курсу физики, по ядерной физике и теоретической механике и в других областях.
Наиболее близкими к предлагаемому является учебный прибор по сопротивлению материалов, выполненный в виде двух перекрещенных в центре шарнирной рамы элементов, каждый из которых состоит из среднего и двух крайних недеформируемых участков, соединенных между собой упругим деформируемыми кольцами, при этом средние участки элементов жестко соединены между собой. Однако такой прибор не позволяет получить и демонстрировать различные фигуры, показывающие траектории движения частицы под действием двух взаимно перпендикулярных колебаний. Целью изобретения является получение и демонстрация наглядной модельной траектории с увеличением точности и наглядности модельной траектории движущейся частицы внутри кристалла вокруг остова атома. Это достигается тем, что в приборе, содержащем каркас в виде двух перекрещенных в центре шарнирной рамы элементов, каждый из которых состоит из среднего и двух крайних недеформируемых участков, соединенных между собой упругим деформируемыми кольцами, при этом средние участки элементов жестко соединены между собой, каркас выполнен в виде квадрата, введены четыре пружины, одними концами прикрепленные к сторонам каркаса, а другими - к шарику, находящемуся в центре каркаса, в центре шарика расположена осветительная лампочка, которая подключена к источнику питания через включатель и токоограничитель (реостат в виде переменного сопротивления). Изобретение поясняется фиг.1-4. На фиг.1 показана схема учебного пособия по физике. Источник 1 постоянного тока соединен с токоограничителем (реостатом в виде переменного сопротивления) 2 и через пружины 3-6 - с лампочкой, которая связана с шариком 7, расположенным в центре каркаса 9. Прибор имеет также включатель 10 и электроизолирующее приспособление 8. Прибор работает следующим образом. Источник питания 1 подключается через токоограничитель (реостат в виде переменного сопротивления) 2, лампочка загорается, шарик с лампочкой 7 выводится из положения равновесия, т.е. на шарик действуют взаимно перпендикулярные силы, через некоторое время шарик с лампочкой 7 начинает двигаться, причем траектория его движения описывается в виде эллипса. Благодаря лампочке вся траектория в течение всего времени движения будет видна четко и наглядно. Физико-математические особенности явлений, происходящих при сложении взаимно перпендикулярных колебаний, объясняется по следующему закону. Взаимно перпендикулярные колебания выражаются уравнениями: x = Acos








































Формула изобретения
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ, содержащий квадратную раму и упругие элементы, каждый из которых одним концом соединен с рамой, отличающийся тем, что он имеет расположенный в центре рамы шарик с осветительным элементом, подключенным к источнику питания через выключатель и токоограничитель, а свободные концы упругих элементов соединены с шариком, при этом рама выполнена жесткой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4