Учебная установка для демонстрации способов определения критических оборотов ротора
Изобретение позволяет расширить дидактические возможности и наглядность при изучении опасных режимов вращения роторов путем демонстрации связи критических оборотов с частотой собственных поперечных колебаний, с изгибной жесткостью вала, а также путем демонстрации влияния жесткости опор и процессионного движения ротора на их величину. Сущность изобретения: учебная установка включает в себя исследуемый ротор, состоящий из вала и дисков по середине и на консоли, закрепленный на двух опорах, систему измерения параметров и регистратор (шлейфовый осциллограф). Одна из опор выполнена изменяемой жесткости. Ротор приводится во вращение электродвигателем. Частота собственных колебаний ротора определяется следующими способами: по статическому прогибу ротора путем его нагружения статическим усилием в поперечном направлении; возбуждением собственных колебаний ударом; визуально по тахометру и по результатам обработки осциллограммы. Влияние прецессионного движения демонстрируется созданием гироскопического момента на роторе с помощью консольно закрепленных дисков. Предлагаемая учебная установка позволяет серией простых наглядных опытов закрепить изучаемый материал. 3 ил.
Изобретение относится к средствам обучения, в частности к учебным и наглядным пособиям по теоретической механике, строительной механике и сопротивлению материалов.
Известно, что роторы, как элементы конструкций, находят широкое применение в машиностроении, авиационной, кораблестроительной, автомобильной и другой технике. Установлено также, что при вращении на определенных режимах наблюдаются большие прогибы вала. Работа на этих оборотах, называемых критическими, сопровождается большими вибрациями, которые в некоторых случаях приводят к разрушению конструкции. Поэтому при обучении во ВТУЗах обращается особе внимание обучаемых не только на умение рассчитывать критические обороты роторов, знание мер борьбы с их негативным влиянием на конструкцию, но и на умение экспериментально определять опасные режимы вращения различными способами. Для ротора, у которого диск расположен по середине длины вала, критические обороты можно определить по формуле, представленной, например, в работе Г.С.Скубачевского. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1965, с.267 nкр =

nкр = 60f. (3)
На фиг. 1 показан общий вид установки; на фиг. 2 - часть установки для статического метода определения критических оборотов ротора; на фиг. 3 - общий вид опоры переменной жесткости. Учебная установка (фиг. 1) содержит вал 1, стационарный диск 2, опору переменной жесткости 3, жесткую опору 4, электродвигатель 5 с датчиком тахометра 6, промежуточную опору 7 для ограничения прогиба вала 1, съемный диск 8, индуктивный датчик 9, шлейфовый осциллограф 10, генератор звуковой частоты 11, электронно-лучевой осциллограф 12, пьезощуп 13, основание 14. На фиг. 2 указаны шток 15, груз 16, индикатор перемещений 17, стопорный винт 18. На фиг. 3 обозначены гайка 19, резьбовая втулка 20, подшипник 21, разрезной вкладыш 22, корпус 23, стойка 24. На основании 14 (фиг. 1) жестко закреплены электродвигатель 5 с датчиком тахометра 6, жесткая опора 4, промежуточная опора 7 для ограничения прогиба вала 1, опора переменной жесткости 3. Опоры 3, 4, 7 и электродвигатель соединяются с основанием 14 с помощью стоек 24. Вал 1 размещен в опорах 3 и 4 с возможностью вращения. На валу 1 размещены стационарный диск 2 и съемный диск 8. Для вращения вала 1 используется электродвигатель 5 постоянного тока. На электродвигателе 5 для измерения частоты оборотов ротора установлен датчик тахометра 6, который соединен с шлейфовым осциллографом 10. Под стационарным диском 2 располагается индуктивный датчик 9 для измерения прогиба вала 1. Индуктивный датчик 9 соединен с шлейфовым осциллографом 10. Для измерения собственных поперечных колебаний вала 1 и стационарного диска 2 используется пьезощуп 13, соединенный с вертикально-отклоняющими пластинами элект- ронно-лучевого осциллографа 12. На его горизонтально-отклоняющие пластины подается сигнал с генератора звуковой частоты 11. Собственные поперечные колебания вала 1 создаются каким-либо возбудителем, например ударом резинового молотка. В стационарный диск 2 ввернут шток 15 (фиг. 2), на котором располагаются грузы 16. Под стационарным диском устанавливается индикатор перемещений 17. Для стопорения вала 1 используется стопорный винт 18. Опора переменной жесткости 3 (фиг. 3) включает подшипник 21, размещенный в разрезном вкладыше 22, который своим вкладышем крепится к корпусу 23. На цилиндрической поверхности разрезного вкладыша 22 размещена с возможностью перемещения резьбовая втулка 20, которая приводится в движение с помощью гайки 19. Перед началом работы устанавливается необходимая жесткость опоры переменной жесткости 3 путем вращения гайки 19 (вручную) и последующим поступательным перемещением резьбовой втулки 20 по разрезному вкладышу 22, изменяя тем самым условия опирания подшипника 21. При крайнем правом положении резьбовой втулки 20 (втулка полностью убрана в корпус 23) опора вала 1 будет "жесткой". При подаче питания на электродвигатель 5 (фиг. 1), величину оборотов которого можно плавно изменять, например, с помощью реостата, начинает вращаться вал 1 с заданными оборотами с находящимся на нем стационарным диском 2 и съемным диском 8. Датчик тахометра 6, закрепленный на электродвигателе 5, замеряет текущие обороты вращения вала 1 и передает электрический сигнал на шлейфовый осциллограф 10. Индуктивный датчик 9 замеряет величину прогиба вала 1. Сигнал с индуктивного датчика 9 поступает на вход шлейфового осциллографа 10. На осциллограмме записывается величина прогиба вала 1. В зависимости от числа оборотов и метки, соответствующей максимальному прогибу, будет являться критическим. Для демонстрации влияния гироскопического момента, то есть прецессии на критические обороты ротора на консоли вала 1 с помощью цангового зажима устанавливаются различные съемные диски 8. Могут быть несколько комплектов дисков 8. Масса дисков 8 в каждом комплекте различная. Но в одном и том же комплекте масса одинаковая, а моменты инерции дисков 8 различные (различные диаметры дисков при одной и той же массе). Эти съемные диски устанавливаются поочередно и демонстрируется оказываемое ими влияние на величину критических оборотов ротора. Для возбуждения собственных поперечных колебаний ротора со стационарным диском 2 наносятся по валу 1 удары резиновым молотком. Колебания вала 1 фиксируются пьезощупом 13, сигнал с которого подается на электронно-лучевой осциллограф. Изменяя частоту генератора 11, добиваются появления на экране электронно-лучевого осциллографа 12 фигуры (например, эллипса), по которой определяют частоту собственных поперечных колебаний вала 1 со стационарным диском 2, которая численно равна частоте критических оборотов ротора (зависимость (3). Работа установки для определения критических оборотов ротора методом статического прогиба. Перед началом работы необходимо зафиксировать вал 1 (фиг. 2) с помощью стопорного винта 18 для предотвращения его самопроизвольного проворачивания. В отверстие с резьбой на стационарном диске 2 вворачивается шток 15. Под стационарный диск 2 подставляется индикатор перемещений 17 и фиксируется на нем начальный отсчет. На шток 15 устанавливаются грузы 16. При этом индикатор перемещений 17 замеряет соответствующие им поперечные прогибы вала 1. Жесткость вала 1 определяется по зависимости (2) и подставляется в зависимость (1), по которой определяется частота критических оборотов вала 1 со стационарным диском 2. По сравнению с прототипом предлагаемое изобретение обладает следующими преимуществами:
установка позволяет демонстрировать способ определения критических оборотов ротора по статическому прогибу вала 1 ;
установка позволяет демонстрировать способ определения критических оборотов ротора по частоте собственных поперечных колебаний;
установка позволяет демонстрировать влияние жесткости опор ротора на его критические обороты;
установка позволяет демонстрировать влияние прецессионного движения, создаваемого съемными дисками, консольно расположенными на валу, имеющими различные массовые и геометрические характеристики, на критические обороты ротора.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3