Учебный прибор по физике
Изобретение относится к учебным приборам по физике. Учебный прибор по физике содержит основание, две направляющие, два груза в виде металлических шаров разного цвета с одинаковой массой, одинаковым диаметром и с одинаковым коэффициентом трения качения между шаром и направляющей. При этом каждая из направляющих состоит из двух трубок, которые установлены друг от друга на расстоянии, меньшем диаметра шара, и составлены из чередующихся между собой токопроводящих и нетокопроводящих участков. Одна из направляющих имеет участок с конфигурацией функции Брахистохрона, плавно переходящий в горизонтальный участок, а вторая направляющая является нециклоидальной и имеет наклонный участок, плавно переходящий в горизонтальный участок. Каждая из направляющих закреплена одним концом на передней кромке основания, а другим - на вертикальной стойке, которая установлена на задней кромке основания. В прибор введены стартовые устройства для грузов в виде электромагнитов, которые установлены в вершинах направляющих для грузов, и световые элементы, дискретно отображающие движение грузов по направляющим, в виде электроламп, расположенные на боковой стороне основания и соединенные с соответствующим токопроводящим участком направляющих, и кнопка пуска. Технический результат - увеличение дидактических возможностей устройства. 2 ил.
Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике. Известно наглядное пособие по механике, содержащее шаровые грузы, подвижную тележку, установленные на ней направляющие для грузов, одна из которых выполнена в виде наклонного желоба, электромагниты, расположенные в верхней части направляющих, контакты сигнальной лампы, установленные на тележке в зоне падения грузов, штатив и две изолированные одна от другой токопроводящие планки, последовательно включенные в цепь электромагнита второй направляющей и расположенные вдоль наклонного желоба, при этом нижний конец последнего имеет горизонтальный участок, а вторая направляющая выполнена в форме цилиндрического стакана и установлена на штативе (а. с. СССР N 598113, кл. G 09 В 23/08,1978).
Недостатком данного наглядного пособия является то, что оно не обеспечивает возможность его использования при рассмотрении, например, функции Брахистохрона. Известен учебный прибор по математике, содержащий основание с графическим изображением осей координат, горизонтальную направляющую с ползуном, соединенную с ним вертикальную направляющую с ползуном, муфту, установленную в корпусе смежную криволинейную направляющую, конфигурация которой соответствует графику заданной функции, реостат, установленный на вертикальной направляющей в зоне над и под осью X, реверсивный двигатель, закрепленный на ползуне, дополнительный ползун с пишущим штифтом, расположенный на вертикальной направляющей и соединенный гибкой тягой с реверсивным двигателем, и привод ползуна горизонтальной направляющей (а. с. N 1269178, кл. G 09 В 23/02, 1986). Недостатком данного прибора является то, что он не обеспечивает возможность наглядной демонстрации свойств функции Брахистохрона. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство для демонстрации брахисто- и таутохронных свойств циклоиды, содержащее расположенную на наклонной плите пластину, циклоидальную и нециклоидальную направляющие, два шара с одинаковыми массами, диаметром и коэффициентами трения, при этом оно имеет две дополнительные пластины, циклоидальные направляющие расположены на параллельных кромках основной и одной из дополнительных пластин, которая закреплена на основной пластине, вторая дополнительная пластина расположена между плитой и основной пластиной с возможностью поворота вокруг оси, соединяющей ее с плитой и основной пластиной, при этом нециклоидальная направляющая расположена на кромке второй дополнительной пластины, пластины имеют толщину меньше, чем диаметр шаров, а шары - различную окраску наружной поверхности (патент N 2029990, кл. G 09 В 23/06, 95). Недостатком данного устройства является то, что оно не обеспечивает высокой наглядности демонстрации брахистохронных свойств циклоиды. Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства. Данная цель достигается тем, что в учебном приборе по физике, содержащем основание, две направляющие, два груза в виде металлических шаров разного цвета с одинаковой массой, одинаковым диаметром и с одинаковым коэффициентом трения качения между шаром и направляющей, каждая из направляющих состоит из двух трубок, которые установлены друг от друга на расстоянии, меньшем диаметра шара, и составлены из чередующихся между собой токопроводящих и нетокопроводящих участков, при этом одна из направляющих имеет участок с конфигурацией функции Брахистохрона, плавно переходящий в горизонтальный участок, а вторая направляющая является нециклоидальной и имеет наклонный участок, плавно переходящий в горизонтальный участок, каждая из направляющих закреплена одним концом на передней кромке основания, а другим - на вертикальной стойке, которая установлена на задней кромке основания, при этом в прибор введены стартовые устройства для грузов в виде электромагнитов, которые установлены в вершинах направляющих для грузов, и световые элементы, дискретно отображающие движение грузов по направляющим, в виде электроламп, расположенные на боковой стороне основания и соединенные с соответствующим токопроводящим участком направляющих, и кнопка пуска. Учебный прибор по физике (фиг. 2) содержит основание 1, установленные на нем циклоидальную 2 и нециклоидальную 3 направляющие, два груза 4 в виде металлических шаров разного цвета с одинаковой массой, одинаковым диаметром и с одинаковым коэффициентом трения качения между шаром и направляющей, при этом каждая из направляющих 2 и 3 состоит из двух трубок 5, которые установлены друг от друга на расстоянии, меньшем диаметров шаров 4, каждая из которых составлена из чередующихся между собой токопроводящих 6 и нетокопроводящих 7 участков. При этом направляющая 2 имеет участок с конфигурацией функции Брахистохрона, плавно переходящий в горизонтальный участок, а вторая направляющая 3 является нециклоидальной и имеет наклонный участок (например, прямую), плавно переходящий в горизонтальный участок. Каждая из направляющих закреплена одним концом на передней кромке основания 1, а другим - на вертикальной стойке 8, которая установлена на задней кромке основания 1. При этом в учебный прибор введены стартовые устройства для грузов 4 в виде электромагнитов 9, которые установлены на вертикальной стойке 8 в вершинах направляющих 2 и 3 на одинаковом от них расстоянии, световые элементы 10, дискретно отображающие движение грузов 4 по направляющим 2 и 3, которые выполнены в виде электроламп, расположены на боковой стороне основания 1, соединены с соответствующим токопроводящим участком 6 направляющих 2 и 3 и представляют собой световые табло, кнопка пуска 11 и выключатель 12. Электрическая часть схемы прибора (фиг. 1) включает направляющие 2 и 3, стартовые устройства для грузов 4 в виде электромагнитов 9, световые элементы 10 в виде электроламп, кнопку пуска 11 и выключатель 12 сети. Устройство работает следующим образом. После включения выключателя 12 к электромагнитам 9 подносят соответствующие шаровые грузы 4, которые удерживаются ими на одной высоте и на одинаковом расстоянии от направляющих 2 и 3. При нажатии на кнопку пуска 11 электромагниты обесточиваются и освобожденные грузы 4 под действием силы тяжести скатываются вниз по направляющим 2 и 3. При прохождении грузами 4 первого токопроводящего участка 6 на направляющей 2 или 3 происходит замыкание контактов первой из электроламп 10, находящейся на основании 1. Таким же образом происходит замыкание следующих контактов и включение следующей из электроламп 10, что отображает движение грузов 4 по направляющим 2 и 3. Уравнение потенциальной энергии грузов:

Формула изобретения
Учебный прибор по физике, содержащий основание, две направляющие, два груза в виде металлических шаров разного цвета с одинаковой массой, одинаковым диаметром и с одинаковым коэффициентом трения качения между шаром и направляющей, отличающийся тем, что каждая из направляющих состоит из двух трубок, при этом трубки установлены друг от друга на расстоянии, меньшем диаметра шара, и составлены из чередующихся между собой токопроводящих и нетокопроводящих участков, одна из направляющих имеет участок с конфигурацией функции Брахистохрона, плавно переходящий в горизонтальный участок, а вторая направляющая является нециклоидальной и имеет наклонный участок, плавно переходящий в горизонтальный участок, каждая из направляющих закреплена одним концом на передней кромке основания, а другим - на вертикальной стойке, которая установлена на задней кромке основания, при этом в прибор введены стартовые устройства для грузов в виде электромагнитов, которые установлены в вершинах направляющих для грузов, и световые элементы, дискретно отображающие движение грузов по направляющим, в виде электроламп, расположенные на боковой стороне основания и соединенные с соответствующим токопроводящим участком направляющих, и кнопка пуска.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2