Зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей. Для достижения этой цели зубчатая передача содержит водило 1, установленное на валу 2, два центральных зубчатых колеса, расположенных соосно: одно с наружными 4, а другое - с внутренними зубьями 5, дополнительную зубчатую шестерню 6, блок-шестерню 7, установленную с возможностью вращения на оси 8, закрепленную в кронштейне 9 и корпус 10. Кронштейн 9 жестко закреплен на водиле 1, а колесо 5 - на корпусе 10 и взаимодействует с зубчатым венцом 12 шестерни 7, второй зубчатый венец 13 которой связан с зубчатым венцом 4 через шестерню 6. При вращении водила за счет подбора зубьев колес, входящих в зацепление, обеспечивается стопорение вала 2 и корпуса 10. При вращении вала ( либо корпуса 10) обеспечивается стопорение водила. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в конструкциях приводов.
Известна соосная планетарная передача, содержащая два центральных колеса: одно - с наружным, а другое - с внутренними зубьями и водило с двумя рядами сопряженных сателлитов, подшипниковые опоры для сателлитов одного ряда и катки, при этом центральное колесо с наружными зубьями выполнено "плавающим", а сателлиты обоих рядов имеют одинаковый диаметр [1]. Недостатком данного устройства является сложность конструкции и связанный с этим трудоемкий процесс сборки. Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту к изобретению является зубчатая передача, содержащая водило, установленное на валу с возможностью независимого вращения, два соосно расположенных зубчатых колеса и шестерню с двумя зубчатыми венцами, установленную на водиле с возможностью вращения, один венец которой кинематически связан с зубчатым венцом одного из колес, а другой предназначен для взаимодействия с зубчатым венцом второго колеса, при этом водило и два центральных зубчатых колеса имеют одну общую неподвижную ось вращения [2]. Недостатком данной зубчатой передачи является невозможность получить эффект "стопорения" (отсутствие вращения) одного из элементов передачи при вращении остальных. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей. Это достигается тем, что известная зубчатая передача, содержащая водило, установленное на валу с возможностью независимого вращения, два соосно расположенных зубчатых колеса и шестерню с двумя зубчатым венцами, установленную на водиле с возможностью вращения, один венец которой кинематически связан с зубчатым венцом одного из колес, а другой предназначен для взаимодействия с зубчатым венцом второго колеса, согласно предлагаемому техническому решению второе зубчатое колесо выполнено с внутренним зацеплением, передача снабжена корпусом, второе зубчатое колесо установлено в этом корпусе и предназначено для взаимодействия со вторым венцом шестерни, а кинематическая связь первого венца шестерни с первым зубчатым колесом выполнена в виде зубчатой шестерни, установленной на водиле с возможностью вращения и предназначенной для одновременного взаимодействия с зубчатым венцом первого колеса и первым зубчатым венцом основной шестерни. При подборе числа зубьев зубчатых колес и шестерен таким образом, что их передаточное отношение равно единице, обеспечивается эффект "стопорения", либо водила (при вращении вала и корпуса), либо вала и корпуса (при вращающемся водиле). Так как связь между частотами вращения звеньев данной зубчатой передачи может быть установлена путем ее обращения в простую передачу с неподвижными осями колес, то передаточное отношение И13 =

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1