Коробка передач
Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач. Цель - увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями. Втулка 2 осеподвижно установлена на валу 1. На втулке 2 с возможностью относительного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обращенных к втулке 2 поверхностях. Во втулке 2 выполнена кольцевая канавка, в которой установлено фрикционное кольцо 7 с внутренними и наружными выступами 3 и 4. На валу 1 выполнены размещенные в зоне расположения шестерен дополнительные выступы 5 и б. При осевом перемещении втулки 2, например влево, выступы 4 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей кольца 7 и канавки втулки 2 происходит синхронизация вращения шестерни со втулкой 2 (валом 1). Дальнейшим осевым перемещением втулки 2 окончательно вводят выступы 4 в пазы шестерни, причем одновременно вступают во взаимодействие выступы 3 и 5 - передача включена. Достоинством коробки является комп актность ти использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения нескольких передач. 2 ил. 7 XI О со VI ON Ы
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 Н 3/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4461130/28 (22) 26.05.88 (46) 23.09.92. Бюл. Q 35 (71) Новосибирский государственный университет (72) B.A.Òðóôàíîâ (56) Авторское свидетельство СССР
hL 1698535, кл. F 16 Н 3/08, 1987, (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
{57) Изобретение относится к машиностроению. а именно к коробкам передач. Цель— увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями.
Втулка 2 осеподвижно установлена на валу
1. На втулке 2 с возможностью относительного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обращенных к втулке 2 поверхностях. Во втулке, Ы, 1763763 А1
2 выполнена кольцевая канавка, s которой установлено фрикционное кольцо 7 с внутренними и наружными выступами 3 и 4. На валу 1 выполнены размещенные в зоне расположения шестерен дополнительные вы- . ступы 5 и 6. При осевом перемещении втулки 2, например влево, выступы 4 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей кольца 7 и канавки втулки 2 происходит синхронизация вращения аеСтерйй со втулкой 2 (валом 1). Дальнейшим осевым перемещением втулки 2 окончательно вводят выступы 4 в пазы шестерни, причем одновременно Bcrynaer во взаимодействие выступы 3 и 5 — передача включена. ф
Достоинством коробки является комп актность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включе: ния нескольких передач. 2 ил.
1763763
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств, Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности коробки передач. Положительный эффект достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями при включении передач.
На фиг.1 изображен участок вала коробки передач с синхронизирующими элементами; на фиг.2 — схема взаимодействия синхронизирующих элементов с шестернями при переключении передач.
Коробка передач содержит корпус (на чертеже не показан), размещенный в нем вал 1, установленную на валу 1 с возможно.стью осевого перемещения втулку 2 с размещенными на ней концентричными венцами из внутренних и наружных выступов 3,4 соответственно и установленные на втулке 2 с возможностью относительного вращения зафиксированйые в корпусе в осевом направлении шестерни (не показаны) с радиальными пазами на обращенных к втулке 2 поверхйостях для взаимодействия пазов с наружными выступами 4. На валу 1 соответственно числу шестерен и в зоне их расположения выполнены дополнительные венцы вйступов 5 и 6, На обращенной к валу 1 поверхности втулки 2 выгголнены продольные пазы, в которых размещены выступы 5 и 6 дополнительных венцов, На наружной цилиндрической поьерхности втулки 2 выполнена кольцевая канавка с глубиной, большей разницы между толщиной стенки втулки 2 и глубиной ее продольных пазов. Коробка снабжена раз мещенным в канавке втулки 2 кольцом 7 для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавки. Внутренние и наружные выступы 3 и 4 венцов выполнены на соответствующих цилиндрических поверхностях кольца 7 для взаимодействия внутренних выступов 3 с выступами 5 и 6 дополнительных венцов.
Пазы шестерен выйолнены ступенчатого профиля в осевом направлении, т,е. имеют со стороны торцев шестерен заходные выемки для выступов (на фиг.2 пазы показаны пунктиром), В пазах могут располагаться упругие элементы (не показаны), демпфирующие прохождения выступов сквозь пазы при переключениях передач.
Коробка передач работает следующим образом.
Свободно установленные (с возможностью относительного вращения) на втулке 2 шестерни (на чертеже не показаны) зафикнаправлении (например влево) относительно вала 1. Наружные выступы 4 вступают во
10 взаимодействие с заходными выемками пазов шестерни (см. фиг.2); С нарастайием
25
30 венцы выступов, на обращенной к валу поверхности втулки выполнены продольные
55 пазы, в которых размещены выступы дополнительных венцов, на наружной цилиндри35
45 сированы в осевом направлении в корпусе и образуют в постоянном зацеплении с шестернями других валов (не чертеже не показаны) ступени передач. Для включения передачи необходимо жестко соединить вал
1 с соответствующей шестерней на втулке 2, Для этого втулку 2 перемещают в осевом осевого усилия на втулку 2 увеличивается сила трения фрикционных поверхностей кольца 7 и кольцевой канавки, в которой это кольцо размещено. Происходит выравнивание скоростей вращения вала 1 (втулки 2) и шестерни (не показана). После выравнивания скоростей сила трения упомянутых поверхностей снижается и выступы 4 проскальзывают в пазы шестерни. Одновременно внутренние выступы 3 вступают во взаимодействие с выступами 5 дополни-. тельного венца на валу 1. Передача оказывается включенной. Переключение передач в обратную сторону производится аналогичным образом. Синхронизирующим элементом является все то же кольцо 7; фрикционные поверхности которого расположены симметрично относительно выступов 3 и 4 основных венцов.
Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения любой передачи.
Формула изобретения
Коробка передач, содержащая корпус, размещенный в нем вал, установленную на валу с возможностью осевого перемещения втулку с размещенными на ней концентричными венцами из внутренних и наружных выступов и установленные на втулке с возможностью относительного вращения зафиксированные в корпусе в осевом направлении шестерни с радиальными пазами на обращенных к втулке поверхностях для взаимодействия пазов с наружными выступами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности за счет синхронизированного ввода в зацепление выступов с пазами, на валу соответственно числу шестерен и в зоне их расположения выполнены дополнительные ческой поверхности втулки выполнена кольцевая канавка с глубиной, большей разницы между толщиной стенки втулки и гпубиной ее продольных пазов, коробка
1763763
Составитель В,Сергеев
Редактор М.Кузнецова Техред М,Моргентал Корректор В.Петраш
- Заказ 3443 . Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раувскэя наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 передач снабжена .размещенными в канавке втулки кольцом для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавки, а внутренние и наружные выступы основных
1 венцов выполнены на соответствующих цилиндрических поверхностях кольца для взаимодействия внутренних выступов с выступами дополнительных венцов.


