Коробка передач
Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач. Цель - увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями, втулка 3 осеподвижно установлена на валу 2. На втулке 3 с возможностью относительного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обоаТ я nV щенных к втулке 3 поверхностях. На втулке 3выполнен венец выступов, а в ее канавках по обе стороны венца выступов 4 размещены фрикционные кольца 10 и 11 с венцами выступов 12 и 13. При осевом перемещении втулки 3 вдоль вала 2, например влево, выступы 12 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей происходит выравнивание скоростей вращения шестерни с кольцом 10 и втулки 3 с валом 2. После выравнивания скоростей силы трения ослабевают и выступы 4 проходят в пззы шестерни следом за выступами 12. Передача включена. Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения нескольких передач. 2 з.п. ф-лы 4ил. /J, сл с V4 О СО VI О Ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 3/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4461130/28 (22) 26.05.88 (46) 23.09.92, Бюл, t4 35 (71) Новосибирский государственный университет (72) В.А.Труфанов (56) Авторское свидетельство СССР
hh 1698535, кл. F 16 H 3/08, 23.11.87. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. Цель— увеличение надежности и долговечности, достигается за счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями.
Втулка 3 осеподвижно установлена на валу
2. На втулке 3 с возможностью относитель ного вращения установлены зафиксированные в корпусе коробки в осевом направлении шестерни с пазами на обоа/2„, Яц,, 1763762 А1 щенных к втулке 3 поверхностях. На втулке
3 выполнен венец выступов, а в ее канавках по обе стороны венца выступов 4 размещены фрикционные кольца 10 и 11 с венцами выступов 12 и 13. При осевом перемещении втулки 3 вдоль вала 2, например влево, выступы 12 вступают во взаимодействие с заходными выемками пазов соответствующей шестерни. В результате трения фрикционных поверхностей происходит выравнивание скоростей вращения шестерни с кольцом 10 и втулки 3 с валом 2. После выравнивания скоростей силы трения ослабевают и выступы 4 проходят в пазы шестерни следом за выступами 12. Передача включена. Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения нескольких передач. 2 з.п, ф-лы
4 ил.
1763762
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.
Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности коробки передач. Положительный эффект достигается эа счет синхронизированного соединения вращающегося вала со свободно установленными на нем шестернями при включении передач.
На фиг.1 изображена коробка передач; на фиг.2- участок вала с синхрониэирующими элементами; на фиг.3 — вид на шестерню с торца; на фиг.4 — схема взаимодействия синхронизирующих элементов с шестернями при переключении передач.
Коробка передач содержит корпус 1, размещенный на нем вал 2, установленную на валу 2 с воэможностью осевого перемещения втулки 3 с венцом выступов 4 на наружной цилиндрической поверхности и установленные на последней с возможностью относительного вращения зафиксированные в корпусе 1 в осевом направлении шестерни 5-9 с радиальными пазами на обращенных к втулке 3 поверхностях для взаимодействия пазов с выступами 4.
Нэ наружной цилиндрической поверхности втулка 3 по обе стороны от венца выступов 4 выполнены две кольцевые канавки. Коробка снабжена двумя размещенными в соответствующих канавках кольцами 10 и 11 для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавок. На наружной цилиндрической поверхности колец
10 и 11 выполнены дополнительные венцы выступов 12 и 13 для взаимодействия с пазами шестерен 5-9, Фиксация шестерен 59 в корпусе 1 в осевом направлении осуществляется с помощью тел 14 качения.
Эти же тела 14 можно использовать и для фиксации шестерен в радиальном направлении в случае консольного расположения синхронизирующих элементов на втулке 3 (не показано), Поверхности канавок втулки
3 для фрикционного взаимодействия с кольцами 10 и 11 выполнены коническими. На кольцах 10 и 11 также имеются соответствующие конические поверхности.
Кольца 10 и 11 могут быть подпружиненными к упомянутым коническим поверхностям канавок с помощью пружин 15.
Выступы t2 и 13 дополнительных венцов могут быть выполнены с высотой, большей высоты выступов 4 основного венца, а на дне каждого иэ пазов шестерен 5-9 со стороны обеих торцов последних выполнены радиальные ограничительные выступы 16 и
17 с высотой, равной или меньшей разности высот выступов 4 и 12, 13 основного и дополнительного венцов. Пазы шестерен 5-9 выполнены ступенчатого профиля в осевом направлении (фиг.4), т.е. имеют со стороны торцов шестерен заходные выемки для выступов.
Коробка передач работает следующим образом.
На фиг.4 показана схема взаимодействия синхронизирующих элементов с шестернями при переключениях передач (пазы
10 шестерен с выступами l6,17 в плане показаны пунктирными линиями). Для переключения передачи осевым перемещением втулки
3 вдоль вала 2 выступы 4 выводятся из зацепления с r азами шестерни 5 предыдущей передачи и вводятся в зацепление с пазами шестерни 6 последующей. При этом вначале во взаимодействие с пазами шестерни 6 вступают выступы 12 дополнительного венца, попадая в их эаходные выемки. С нарастанием осевого усилия на втулку 3
20 увеличивается сила трения фрикционных поверхностей кольца 10 и кольцевой канавки, в которой это кольцо размещено. Происходит выравнивание скоростей вращения вала 2 (втулки 3) и шестерни 6. После выравнивания скоростей сила трения упомянутых поверхностей снижается и выступы 12 проскальзывают в пазы шестерни 6, а эа ними и выступы 4 втулки 3. Передача включена
Обратные переключения происходят в обратном порядке, причем синхронизирующим элементом являются кольцо 11 с ный контакт с поверхностями канавок втулки 3. Наличие ограничительных выступов
16,17 и разная высота выступов 12,13 и 4 обеспечивает более надежное прохождение выступов 4 в пазы шестерен сразу же за прохождением выступов 12 (или t3).
Достоинством коробки являются компактность и использование одного и того же синхронизирующего элемента для включения любой передачи.
Формула изобретения
1. Коробка передач, содержащая корпус, размещенный в нем вал, установленную на валу с возможностью осевого перемещения втулку с венцом выступов на наружной цилиндрической поверхности и установленные на последней с возможно-. стью относительного вращения зафиксированные в корпусе в осевом направлении шестерни с радиальными пазами на обращенных к втулке поверхностях для взаимодействия пазов с выступами, отл ичэ ющ а я с я тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности за счет синхро50
55 выступами 13. Подпружинивание колец
35 10,11 пружинами 15 улучшает их фрикцион1763762 низированного вводе в зацепление выступов с пазами, нэ нэружной цилиндрической поверхности втулки по обе стороны от вен- ца выступов выполнены две кольцевые кэнэвки, коробке снабженэ двумя 5 размещенными в соответствующих кэнэвкэх кольцами для фрикционного взаимодействия с поверхностями канавок, э нэ наружной цилиндрической поверхности колец выполнены дополнительные венцы вы- 10 ступов для взаимодействия с пазами шестерен.
2. Коробка передач по п.1, о т л и ч э ющ э я с я тем, что кольца подпружинены к поверхностям канавок.
3. Коробка передач по пп. 1 и 2, о т л ич э ю щ а я с я тем что выступы дополнительных венцов выполнены с высотой, большей высоты выступов основного венца, э нэ дне каждого из пазов шестерен со стороны обеих торцов последних выполнены радиальные ограничительные выступы с высотой, рэвной или меньшей разности высот выступов основного и дополнительных венцов.
1763762
Составитель В.Сергеев
Редактор M.Êóçíåöîâà Техред М.Моргентал Корректор А.Козориз
Заказ 3443 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101



