Способ регулирования частоты вращения асинхронного двигателя
Использование: в механизмах с тяжелыми условиями работы - центрифугах, штанговых нефтяных насосах и т.д. Сущность: по способу регулирования частоты вращения асинхронного двигателя переменный ток подают в статорные обмотки в виде импульсов и регулируют частоту вращения изменением частоты подводимого тока обратно пропорционально изменению длительности импульсов тока. 3 ил.
Изобретение относится к регулируемому электроприводу с асинхронным двигателем, используемому в основном в механизмах с тяжелыми условиями пуска (центрифуга, штанговый нефтяной насос и т.п.), требующих плавного и бесступенчатого регулирования скорости независимо от нагрузки при работе двигателя в интервале скоростей от минимальных до максимальных при больших моментах сопротивления.
Известен способ регулирования изменением величины первичного напряжения [1]. При изменении первичного напряжения момент двигателя изменеятся пропорционально квадрату напряжения и соответственно изменяются механические характеристики. Однако этот способ регулирования скорости в связи с пониженным КПД применяется только для двигателей малой мощности. Известен способ управления электроприводом с асинхронным двигателем [2] . Этот способ позволяет плавно регулировать число оборотов асинхронного двигателя и получать устойчивую работу на любой скорости независимо от нагрузки. При работе двигателя на пониженных скоростях, т.е. при работе последнего на искусственной характеристике (при выведенном в цепь ротора сопротивлении), это достигается путем дополнительного питания обмотки статора асинхронного двигателя постоянным током и автоматического регулирования этого тока в зависимости от разности двух напряжений - эталонного и пропорционального току нагрузки двигателя. Недостатком такого способа является то, что при работе на искусственной характеристике режим работы двигателя характеризуется низким КПД и наличием больших токов в обмотках. Во время работы асинхронного двигателя на естественной характеристике при закороченном роторном сопротивлении все устройство автоматически выводится из работы. Для регулирования числа оборотов асинхронного двигателя, работающего на естественной характеристике, требуется другая дополнительная аппаратура. Известен способ регулирования двигателя [3 и 4], по которому при работе двигателя на малых частотах, т.е. малых скоростях, необходимо компенсировать падение напряжения на активном сопротивлении обмотки статора.Постоянное сопротивление, подаваемое на статор, необходимо программировать в функии частоты. Этому способу присущи недостатки предыдущего способа. Наиболее близким к изобретению является способ регулирования частоты вращения асинхронного двигателя [5], по которому изменяют частоту подводимого к статорной обмотке переменного тока, при этом регулируется и напряжение таким образом, что отношение напряжения к частоте остается постоянным. К недостаткам частотного регулирования можно отнести тот факт, что при малых скоростях нужно пропорционально уменьшать напряжение, подаваемое в статорную обмотку, вследствие чего момент на валу двигателя уменьшается пропорционально квадрату напряжения, т. е. при малых скоростях и больших моментах сопротивления двигатель работает неустойчиво. Задачей, на решение которой направлен предлагаемый способ частотно-импульсного регулирования скорости вращения асинронного двигателя, является достижение следующих технических результатов: получить устойчивую работу двигателя при любой скорости независимо от нагрузки, регулировать скорость от минимальной до максимальной при номинальной мощности двигателя, увеличить КПД при малых скоростях, не требуется регулирования напряжения пропорционально изменению частоты тока (напряжение выбирается исходя из получения максимального момента и скорости, а регулирование скорости производят вниз от максимальной при неизменной величине амплитуды напряжения). Сущность способа заключается в следующем. При неизменной величине амплитуды переменного напряжения ток, подаваемый в статорную обмотку, формируется в виде импульсов, частота которых регулируется обратно пропорционально изменению частоты тока. На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства, с помощью которого регулируется частота асинхронного двигателя; на фиг.2 - диаграмма, поясняющая работу устройства и способ регулирования частоты; на фиг.3 показано выполнение обратной связи. Устройство содержит электромеханический коммутатор 1 и полупроводниковый выпрямитель 2 тока. Полупроводниковый выпрямитель выполнен по схеме Ларионова, подключенной к трехфазной сети переменного тока. На его выходе установлены диоды 3, а на входе - тиристоры 4 с цепью 5 управления. Выход выпрямителя 2 соединен с ограничителем 6 напряжения, выполненным в виде управляемого электрического силового ключа. Выпрямитель 2 через ограничитель 6 соединен с электромеханическим коммутатором 1, который выполнен в виде коммутационных колец 7, коллектора 8, регулятора 9 длительности импульсов, маховика 10, установленных на одном валу 11, соединенном с электродвигателем 12 постоянного тока. На коммутационных кольцах 7 установлены щетки 13, электрически соединенные с выпрямителем 2. Коллектор 8 выполнен в виде двух ламелей 14, каждая из которых электрически соединена с одним из коммутационных колец 7. На поверхности коллектора 8 установлены под углом 120о три щетки, которые электрически соединены с конденсаторной батареей 15 и клеммами 16, к которым подключается регулируемый асинхронный двигатель. Регулятор 9 длительности импульсов выполнен в виде коллектора, состоящего из трех ламелей 17 с углом


































3I



Изменением угла








Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3