Электропривод с частотно-токовым управлением
Использование. В линейном приводе переменного тока. Сущность. В электропривод в частотно-токовым управлением введены преобразователь 9 приращений периода в код, накопитель 10 приращений, функциональный преобразователь 13, выполненный с возможностью формирования на выходе кода, представляющего собой остаток от деления входного кода на делитель n0 = К(Р2/Р1)
2
, где Р1 и Р2 - коэффициенты электрической редукции двигателя 1 и датчика 2 положения ротора двигателя; К и
- постоянные величины. С помощью введенных блоков на выходах цифро-аналоговых преобразователей 14, 15 получают напряжения, которые с высокой точностью опроксимируют требуемые задания фазных токов, при этом не накладываются ограничения на коэффициенты электрических редукций двигателя и датчика. Данное обстоятельство и приводит к упрощению электропривода. 2 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах с частотно-токовым управлением, в частности в линейном приводе переменного тока.
Известен электропривод с частотно-токовым управлением, содержащий синхронный двигатель с установленным на его валу фазовращателем и вспомогательным датчиком положения, фазочувствительный выпрямитель, выход которого подключен через управляемый источник питания к фазным обмоткам двигателя, задающий генератор, первый выход которого подключен к фазным обмоткам фазовращателя, а второй к первым входам фазочувствительного выпрямителя, выход фазовращателя подключен к входу формирователя коротких импульсов, выход которого подключен через делитель частоты с запрещающим входом к второму входу фазочувствительного выпрямителя, узел сравнения, первый вход которого подключен к выходу вспомогательного датчика положения, второй вход к выходу вспомогательного датчика положения, второй вход к выходу фазочувствительного выпрямителя, а выход к запрещающему входу делителя частоты [1] В известном устройстве используют фазовращатель с коэффициентом электрической редукции больше коэффициента электрической редукции двигателя. Недостатком известного электропривода является сложность реализации. Наиболее близким к предлагаемому является электропривод с частотно-токовым управлением, содержащий двигатель переменного тока с установленным на его валу датчиком положения ротора, источник синусоидального напряжения, вход которого подключен к генератору опорной частоты, а выход к входу датчика положения, блок задания фазный токов, выходы которого подключены через усилитель фазных токов к фазным обмоткам двигателя, постоянные запоминающие устройства, запрограммированные по законам синуса и косинуса, выходы которых подключены к входам блока задания фазных токов, двухвходовой сумматор, блок задания начальной фазы [2] Электропривод также содержит фазосмещающий блок, регистр, счетчик, демультиплексор, нуль-орган, преобразователь напряжение-частота. В известном устройстве используют в качестве датчика положения ротора двигателя фазовращатель с коэффициентом электрической редукции, который равен или меньше коэффициента электрической редукции двигателя. Недостатком известного электропривода является невозможность использования в качестве датчика положения фазовращатель с коэффициентом электрической редукции больше коэффициента электрической редукции двигателя. Изобретение направлено на расширение области применения за счет обеспечения возможности использования в качестве датчика положения фазовращатель с коэффициентом электрической редукции как меньше, так и больше коэффициента электрической редукции двигателя. Решение поставленной задачи достигается тем, что в электропривод с частотно-токовым управлением, содержащий двигатель переменного тока с установленным на его валу датчиком положения ротора, источник синусоидального напряжения, вход которого подключен к генератору опорной частоты, а выход к входу датчика положения, блок задания фазных токов, выходу которого подключены через усилитель фазных токов к фазным обмоткам двигателя, постоянные запоминающие устройства, запрограммированные по законам синуса и косинуса, выходы которых подключены к входам блока задания фазных токов, двухвходовой сумматор, блок задания начальной фазы, введены преобразователь приращений периода в код, который подключен первым входом к выходу датчика положения, а вторым входом к генератору опорной частоты, накопитель приращений, который подключен входом к выходу преобразователя приращений периода в код, а выходом к первому входу двухвходового сумматора, второй вход которого подключен к блоку задания начальной фазы, функциональный преобразователь, который подключен входом к выходу двухвходового сумматора, а выходом к объединенным входам постоянных запоминающих устройств, причем функциональный преобразователь выполнен с возможностью формирования на выходе кода, представляющего собой остаток деления входного кода на делитель



g некоторый начальный угол;
i амплитуда фазных токов. Фазные токи (1) вырабатывают с помощью усилителя 6, который преобразует задания фазных токов в виде напряжений в пропорциональные им токи в обмотках двигателя 1. Задания фазных токов формируют следующим образом. Датчик 2 положения запитывают синусоидальным напряжением с частотой w. С выхода датчика 2 снимают сигнал
u



где
U и

v = p2


где





где
vi значение фазы выходного сигнала датчика 2 в моменты времени ti, i 1, 2, 3,
Отрезок времени (ti-ti-1) представляет собой период выходного сигнала датчика 2 положения, т.е.

Выходной сигнал датчика 2 поступает на первый вход преобразователя 9 приращений периода в код, на второй вход которого приходит сигнал с генератора 4 опорной частоты. Генератор 4 опорной частоты задает частоту




где

m целое число, m >1. Временной интервал, на котором укладывается m периодов выходных импульсов генератора 4 опорной частоты, равен периоду напряжения питания датчика 2 положения. Следовательно, на второй вход преобразователя 9 приращений периода в код приходит сигнал, период которого определяет период напряжения питания датчика 2 положения. Преобразователь 9 определяет приращение каждого периода выходного сигнала датчика 2 положения

n



где
К коэффициент пропорциональности. Из этого следует, что на выходе преобразователя 9 формируется сигнал, пропорциональный приращению угла поворота ротора двигателя 1 за период выходного сигнала датчика 2 положения. Выходной сигнал преобразователя 9 приращений поступает на вход накопителя 10, который предназначен для определения суммарного угла поворота ротора двигателя 1. Для привязки начала координат угла поворота к начальному положению ротора двигателя 1 в начальный момент определяют код начальной фазы выходного сигнала датчика 2 положения в блоке 9 и используют его в качестве кода начальной установки накопителя 10 приращений. На выходе накопителя 10 приращений получают код суммарного угла поворота ротора двигателя 1

Двухвходовой сумматор 11 предназначен для учета задания начальной фазы токов управления. Его выходной код
n



поступает на вход функционального преобразователя 13. Выходным сигналом функционального преобразователя 13 является остаток от деления входного кода n


Код n0 равен входному коду функционального преобразователя 13, соответствующему полному повороту поля статора двигателя, т.е. изменению фазы токов управления на угол, равный 2


Выходной сигнал функционального преобразователя 13 является входным сигналом для постоянных запоминающих устройств 7, 8. В постоянные запоминающие устройства 7, 8 предварительно записаны значения функций синуса и косинуса соответственно. Входному коду n

sinp1(




которые поступают на цифровые входы умножающих цифроаналоговых преобразователей 14, 15. На объединенные аналоговые входы цифроаналоговых преобразователей 14, 15 с задатчика 16 тока приходит сигнал Ui, пропорциональный требуемой амплитуде фазных токов двигателя i. На выходах цифроаналоговых преобразователей 14, 15 получают напряжения, которые с достаточной степенью точности аппроксимируют требуемые задания фазных токов (1).

Предлагаемое формирование заданий фазных токов двигателя при его частотно-токовом управлении не накладывает каких-либо ограничений на коэффициенты электрической редукции управляемого двигателя и датчика положения ротора двигателя, а также на их соотношение.
Формула изобретения

где р1 и р2 коэффициенты электрической редукции двигателя и датчика положения;
K и

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2