Использование: в приводах тягового состава, следящих системах автоматических линиях и механизмах. Сущность: электрический привод переменного тока с двумя синхронными машинами 1, 2 снабжен k-фазным управляемым выпрямителем 3, выходом подключенным к однофазной обмотке ротора синхронной машины 1. Роторная обмотка синхронной машины 3 соединена с источником 4 питания постоянного тока. Роторы машин сдвинуты на 90 эл.градусов, а статорные обмотки пофазно соединены через симисторы 5 - 7 последовательно. Такое выполнение позволило упростить привод и расширить его диапазон регулирования частоты вращения. 5 ил.
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к управляемому электроприводу, и может быть исопользовано для привода тягового состава, в следящих системах, автоматических линиях и механизмах с широким диапазоном изменения частоты вращения.
Известна схема привода, содержащая два асинхронных двигателя с фазными роторами, сидящими на общем валу, и регулировочными реостатами в цепях роторов, причем одна машина работает в двигательном режиме, а вторая - в режиме противотока [1].
Недостатком такой схемы являются невысокие энергетические показатели привода, что связано с потерями мощности при регулировании частоты вращения реостатом в роторе.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является электрический привод переменного тока, выполненный из двух асинхронных двигателей с фазными роторами, сидящими на общем валу и включенными последовательно через резисторы с дросселями, причем регулирование частоты вращения осуществляется за счет поворота статора одного из двигателей [2].
Однако наличие поворотного статора у одного из двигателей усложняет конструкцию привода. Другой недостаток прототипа заключается в ограниченном диапазоне изменения частоты вращения, что связано с потеpями мощности в резисторах.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования частоты вращения и упрощение конструкции привода.
Цель достигается тем, что в известный электрический привод переменного тока, содержащий две машины с трехфазными электрически связанными обмотками на статорах и жестко соединенными валами роторов, введены k-фазный управляемый выпрямитель с входами для соединения с k-фазной сетью, источник питания постоянного тока и три симметричных управляемых ключа, каждый из которых включен последовательно в цепи соединения одноименных фаз статорных обмоток, роторы машин сдвинуты на 90 эл. градусов, а роторные обмотки выполнены однофазными, причем роторная обмотка второй машины подключена к выходу источника питания постоянного тока, а роторная обмотка первой машины соединена с выходом k-фазного управляемого выпрямителя, где k=1,3.
Кроме того, к достоинствам заявляемого привода следует отнести простоту управления частотой вращения, отсутствие необходимости в специальных мерах для осуществления пуска, устойчивость работы на "ползучих" частотах вращения, а также возможность питания как от трехфазной, так и от однофазной сети что позволяет расширить его область применения.
На фиг.1 представлена схема предлагаемого электрического привода переменного тока; на фиг.2 - условно положительные направления токов и потокосцеплений; на фиг.3 - семейство электромеханических характеристик; на фиг.4 - временные диаграммы работы привода в режиме заторможенного ротора для случая питания от однофазной сети, где U
с - напряжение сети; U
р - напряжение на роторной обмотке первой машины; U

- сигнал на выходах устройства управления;

- угол фазового регулирования; i
а,в,с,р - переменные токи обмоток; I
о - постоянный ток роторной обмотки второй машины; а
1,в
1,с
1,а
2, в
2, с
2,р
1,р
2 - потокосцепления обмоток; W
р,W
ст - количество витков соответственно роторной обмотки и одной фазы статорной обмотки; на фиг.5 - вариант функциональной схемы устройства управления.
В состав электрического привода переменного тока входят синхронные машины 1 и 2 с трехфазной обмоткой на статоре и однофазной - на роторе, управляемый выпрямитель 3, источник питания постоянного тока 4, симисторы 5-7, устройство управления 8, усилители-формирователи 9-11, нуль-органы 12-13, сумматор 14 и фазосдвигающие устройства 15-16.
Валы роторов машин 1 и 2 жестко соединены и сдвинуты на 90 эл.градусов. Выход источника питания 4 присоединен к роторной обмотке машины 2, а его вход подключен к сети. Симисторы 5-7 соединяют одноименные фазы статорных обмоток машин 1 и 2. Роторная обмотка машины 1 подключена к выходу выпрямителя 3, входами своими соединенного с сетью. Входы фазосдвигающих устройств 15 и 16 соединены между собой и подключены к напряжению синхронизации. Выход фазосдвигающего устройства 15 соединен с одним из входов нуль-органа 12, а выход фазосдвигающего устройства 16 подключен к одному из входов нуль-органа 13. Вторые входы нуль-органов 12-13 соединены с напряжением управления, а их выходы подключены к входам усилителей-формирователей соответственно 9-10. Один из входов сумматора 14 соединен с выходом нуль-органа 12, а другой вход подключен к выходу нуль-органа 13, выход сумматора 14 соединен с входом усилителя-формирователя 11. Выходы усилителей-формирователей 9-10 подключены к управляющим входам выпрямителя 3, а выходы усилителя-формирователя 11 соединены с управляющими электродами симисторов 5-7.
Работа привода для случая подключения его к однофазной сети (k=1). Управляемый выпрямитель 3 выполняется по однофазной мостовой двухполупериодной симметричной схеме. В качестве машин 1 и 2 применены синхронные машины, источник питания 4 построен в виде диодного моста, а в качестве симметричных управляемых ключей 5-7 взяты симисторы.
Для положительных направлений токов и потокосцеплений, принятых на фиг. 2, уравнения рассматриваемого привода имеют вид:

= L

i
a-

cos

= L

i
в-

cos(

-2/3)

= L

i
c-

cos(

+2/3)

=

- i
acos

- i
вcos(

-2/3) - i
ccos(

+2

/3)

= L

i
a+

sin

= L

i
в+

sin(

-2

/3)

(1)

= L

i
c+

sin(

+2

/3)

=

+ i
asin

+ i
вsin(

-2

/3) + i
csin(

+2

/3)

m
2= J
o 
=

J
o(i
acos

+bcos(

-2

/3)+i

cos(

+2

/3)) ,
m
1= -i
p 
=

i
p(i
asin

+i
вsin(

-2

/3)+i

sin(

+2

/3)) , где L - индуктивность одной фазы статорной обмотки;
n =

- коэффициент трансформации между статорной и роторной обмотками при совпадении их осей;

- угол сдвига между осями обмотки ротора и фазы "а" статора машины 1;
m
1 и m
2 - мгновенные значения моментов, развиваемых машинами 1 и 2.
Уравнения (1) получены для случая использования одинаковых машин с неявнополюсными роторами при допущении линейности магнитной системы и пренебрежении рассеиванием и потерями в стали. Разница в формулах для потокосцеплений и моментов машин 1 и 2, связанная с наличием либо sin

, либо cos

, обусловлена пространственным сдвигом роторов машин на 90 эл. градусов.
Дифференциальные уравнения цепей статорных обмоток и роторной обмотки машины 1 при открытых тиристорах одного плеча моста выпрямителя 3 и симисторах 5-7 без учета активного сопротивления обмоток имеют вид:

-

= 0 , l = a, в, c (2)

= U
msin

t где

, U
m - частота и амплитуда напряжения сети U
с.
Решение дифференциальных уравнений (2) с учетом (1) для

=const и начальных условий

t=

, i
р=i
а=i
в=i
с=0, что соответствует закрытому состоянию тиристоров выпрямителя 3 и симисторов 5-7 в момент подачи импульса отпирания, составляет:
i
a =

i
pcos

i
в =

i
pcos (

-2

/3)
i
c =

i
pcos (

+2

/3) (3)
i
p =

(cos

-cos

t)
Запирание ключей происходит естественным образом по достижении токами обмоток нулевого значения, при этом

t=2

-

.
Момент m, развиваемый приводом, равен сумме моментов, создаваемых машинами 1 и 2. После подстановки значений токов из (3) в уравнения (1) для моментов и тригонометрических преобразований имеем
m = m
1+m
2=

(cos

-cos

t).
Результирующий момент, таким образом, в режиме заторможенного ротора не зависит от угла

и имеет пульсирующий характер с ненулевым средним значением, определяемым на интервале существования токов как

=

md

t =

[(

-

)cos

+sin

] (4)
Пуск привода осуществляется за счет синхронного изменения фазы управляющих импульсов U
з на тиристоры одного плеча мостового выпрямителя 3 и симисторы 5-7 в диапазоне от

до

/2 в первом полупериоде и от 2

до 3

/2 во втором полупериоде. Максимальное значение пускового момента достигается согласно (4) при

=

/2:

=

.
По мере увеличения частоты вращения ротора

=

от нулевой в токах появляются дополнительные составляющие, обусловленные ЭДС вращения:

i
a = -

(sin

-sin


)

i
в = -

(sin(

-2

/3)-sin(


-2

/3))

i
c = -

(sin(

+2

/3)-sin(


+2

/3))

i
p = J
osin(

-


) , что приводит к уменьшению момента с роcтом

. Здесь

- текущий угол сдвига, а


- его значение в момент подачи управляющего импульса.
Возможность регулирования частоты вращения ротора в широких пределах следует из вида семейства электромеханических характеристик (фиг.3), рассчитанных для фиксированных значений угла

в относительных единицах,

=

,
* =

и J
o =

Устройство управления 9 реализует принцип вертикального управления. Напряжение U
синх синхронизации, синфазное с силовым напряжением сети U
с,поступает на фазосдвигающие устройства 15, осуществляющее сдвиг фазы на

/2, и 16, осуществляющее сдвиг на 3

/2. Сдвинутые по фазе напряжения используются в качестве опорных при сравнении их с напряжением U
упруправления. В момент их равенства посредством нуль-органов 12-13 создаются управляющие сигналы, которые после усилителей-формирователей 9-10 поступают на тиристоры одного плеча моста выпрямителя 3. Эти же сигналы после суммирования в блоке 14 подаются на усилитель-формирователь 11, затем на управляющие электроды симисторов 5-7.
Для осуществления реверса требуется изменить фазу тока i
р на обратную. Это может быть достигнуто, например, за счет выполнения выпрямителя 3 по реверсивной схеме с соответствующими изменениями в устройстве управления 8.
При питании от трехфазной сети (m=3) управляемый выпрямитель 3 выполняется по трехфазной мостовой симметричной схеме. Угол отпирания тиристоров фазы "а" выпрямителя при этом находится в диапазоне 2

/3


<

, а углы управления тиристорами фаз "в" и "с" сдвинуты соответственно на 2

/3 и 4

/3. Управляющие импульсы на симисторы подаются в моменты

,

+2

/3 и

+4

/3.
В предлагаемом приводе возможно также использование обращенных машин, в которых однофазные обмотки расположены на статорах, а трехфазные - на роторах. В качестве обращенных машин могут быть применены конструкции асинхронных двигателей с фазным ротором и трехфазными статорными обмотками, соединенными по однофазной схеме.
Формула изобретения
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий две машины с трехфазными электрически связанными обмотками на статорах и жестко соединенными валами роторов, отличающийся тем, что в него введены k-фазный управляемый выпрямитель с входами для соединения с k-фазной сетью, источник питания постоянного тока и три симметричных управляемых ключа, каждый из которых включен последовательно в цепи соединения одноименных фаз статорных обмоток, роторы машин сдвинуты на 90 эл.град., а роторные обмотки выполнены однофазными, причем роторная обмотка второй машины подключена к выходу источника питания постоянного тока, а роторная обмотка первой машины соединена с выходом k-фазного управляемого выпрямителя, где k=1,3.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3,
Рисунок 4,
Рисунок 5