Противоослепляющее устройство для головных фар автомашин
Использование: для борьбы с ослепляющим действием дальнего свера фар для безопасной эксплуатации автотранспортных средств. Противоослепляющее устройство содержит оптический элемент, выполненный на съемной сетке-колпаке в виде эшелонированно расположенных призм с общим основанием и углами наклона преломляющих граней равными 5 - 9° и толщиной 3 - 5 мм, форма и пространственное положение зональных призматических элементов которого перед фарой соответствуют ее светораспределению. Данное устройство, действие которого снижает коэффициент ослепленности в слепящей зоне на 30 - 50%, при практически неизменной дальности видимости объектов на дороге в темное время суток, не требует технологических изменений конструкции автомобиля или самой фары, просто в изготовлении и может легко быть внедрено в экплуатацию в кратчайшее время. 22 ил., 7 табл.
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам освещения для автомашин, и может найти широкое применение для дополнительного оснащения автомашин, находящихся в настоящее время в эксплуатации, а также вновь выпускаемых автомобилей, оснащенных отечественными фарами всех известных типов, как с обычными, так и с галогенными лампами.
Известно устройство для устранения слепящего эффекта дальнего света головных фар в виде очков со специальными стеклами, надеваемых на глаза водителя, которые беспрепятственно пропуская световые лучи, отраженные от поверхности дорог, смазывают направленный на глаза пучок света большей интенсивности от фар, превращая его в легкие светлые круги [1]. Принципиальная основа такого устройства, а также аналогичных этому других противоослепляющих очков [2, 3] заключается в физическом воздействии на световой поток в непосредственной близости от субъекта восприятия физиологического дискомфорта (в частности, предохранение глаз водителя от прямых лучей фар). Недостатками известных устройств в практическом плане, являются в первую очередь их неудобство для водителей, особенно не пользующихся очками, сложность конструкции и композиционных материалов для изготовления линз или окуляров. Кроме того, в принципиальном плане, недостатком этих устройств является возникновение в поле зрения водителя дополнительного образа в виде светлых радужных кружков, полос, решеток и т.д., осложняющих восприятие дорожной обстановки. Известны также устройства, воздействующие непосредственно на источник дискомфорта, а именно, на головную фару встречного автомобиля, в виде специальных механических экранов, прикрывающих источник ослепления, по получении управляющего сигнала (светового потока) определенной мощности, воздействующий на фотоэлемент, установленный на ветровом стекле встречного автомобиля или в единой компоновке с источником света, включающий механизм отключения слепящего источника. На аналогичном принципе работают всякого рода корректоры положения фар, учитывающие также неровности дорожного покрытия, в особенности для фар с галогенными лампами, дающие остронаправленный пучок света. К устройствам в данном направлении борьбы со слепящим эффектом относятся также поляризационные экраны (фильтры-поляроиды), устанавливаемые перед фарой и глазами водителей, а также применение в автомобильных приборах жидких кристаллов. Недостатком данных устройств является то, что при их применении наблюдается большое ослабление полного светового потока и техническая сложность решения, вызывающая трудности в массовом оснащении ими автомашин, уже находящихся в эксплуатации. Кроме того, приемные элементы небольших размеров, устанавливаемые, в частности, на ветровом стекле, очень чувствительны к режиму эксплуатации (загрязнению, к источникам дополнительного света и т.д.). В практике автомобилестроения применяются также устройства, предназначенные для ослабления эффекта ослепления, известные как дополнительные фары среднего света. Сущность введения этого дополнительного света заключается в ослаблении адаптационной чувствительности глаза встречного водителя при переходе от режима дальнего света к ближнему (уменьшение действия так называемого эффекта "черной ямы"). По характеру светораспределения фара среднего света в левой слепящей зоне приближена к ближнему свету при сохранении режима дальнего света в правой зоне, т.е. введена асимметрия светораспределения подобно светораспределению ближнего света, но в меньшей степени. Последовательное переключение света с режима дальнего на средний, а затем на ближний, снимая эффект "черной ямы", одновременно уменьшает и степень физиологической ослепленности встречного водителя. Недостатком этого устройства является то, что оно требует технологических изменений конструкции автомашины или самих фар. С другой стороны, светораспределение средней фары не может заменить в эксплуатации фары дальнего света, оставаясь промежуточным элементом между двумя фарами: дальним и ближним. При эксплуатации средних фар, так же как и при эксплуатации двухрежимных фар, необходима высокая культура вождения при встречном разъезде в темное время суток (четкая последовательность переключения режима света водителем: дальний - средний - ближний). Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому устройству является противоослепляющая фара. Предложенное для предотвращения ослепления водителя дальним светом фар решение связано с введением дополнительного оптического элемента - взаимно перпендикулярно расположенных призм, установленных между отражателем и рассеивателем фары. Устройство осуществляет перераспределение рефлектированного потока света от фары так, что в основном он будет направлен на лежащее впереди дорожное полотно, а его часть - вертикально и вправо. Недостатком известного устройства, принятого за прототип, является то, что оно требует технологических изменений конструкции фары в заводских условиях, что полностью устраняется в предлагаемом устройстве. Кроме того, в принципиальном отношении светораспределение прототипа по своим характеристикам обладает большой асимметрией (большей, чем даже у среднего света), поскольку корректирующий элемент этой фары охватывает всю поверхность выходного отверстия и поэтому меняет функциональную роль фары дальнего света (т.е. существенно уменьшает дальность видимости дороги водителем). Целью изобретения является максимальное уменьшение интенсивности ослепляющего потока фары при минимальном воздействии на функциональный характер светораспределения путем перераспределения светового пучка, непосредственно падающего на глаза водителя при встречном разъезде автомашин в темное время суток; обеспечение режима эксплуатации головных фар, защищающего их рассеиватели от механических повреждений и поломок, а также безопасность движения вне зависимости от соблюдения режима переключения дальнего и ближнего света фар при встречном разъезде в темное время суток. Цель достигается тем, что противоослепляющее устройство для головных фар автомашин, содержащее оптический элемент, согласно изобретению, выполнено на съемной сетке-колпаке в виде эшелонированных призм с общим основанием и углами наклона преломляющих граней, равными 5-9о и толщиной 3-5 мм, форма и пространственное положение зональных призматических элементов которого пред фарой соответствуют ее светораспределению. Конкретная форма, размер и профиль корректирующих призматических элементов определяются путем точного теоретического и опытно-экспериментального расчета светового пучка, учитывающего параметры всех трех элементов оптической системы фар (лампы-источника, отражателя и рассеивателя). На фиг.1-7 изображены устройства для различных типов фар и ламп-источников; на фиг. 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 - то же, форма призматических элементов с ориентацией эшелонированных призм в вертикальной плоскости перед рассеивателем фары; на фиг.9, 11, 13, 15, 17, 19, 21 - то же, профиль зональных призматических элементов, выполненных из органического стекла и отлитых по готовым формам из полистирола с максимальной степенью прозрачности; на фиг.22 - схема хода луча, преломленного через поверхность отдельной ячейки корректора - полупризмы ABD, выступающей с внутренней поверхности оптического элемента с двугранным углом при вершине В, равным











Формула изобретения
ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГОЛОВНЫХ ФАР АВТОМАШИН, содержащее оптический элемент, отличающееся тем, что, с целью максимального ослабления слепящего эффекта дальнего света при минимальном воздействии на функциональный характер светораспределения фары, оптический элемент выполнен на съемном сетке-колпаке в виде эшелонированных призм с общим основанием и углами наклона преломляющих граней, равными 5 - 9o, и толщиной 3 - 5 мм, форма и постранственное положение зональных призматических элементов которого перед фарой соответствуют ее светораспределению.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27, Рисунок 28, Рисунок 29, Рисунок 30, Рисунок 31