Автомобильная фара ближнего света
Использование: в светотехнике. Полиэллипсоидная автомобильная фара ближнего света, в которой благодаря особой форме диафрагмы, имеющей зеркальную поверхность, образованную семейством дуг окружностей разной кривизны, достигается не менее чем на 30% увеличение светового потока фары и уменьшение его цветового эффекта на границе светотени. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к светотехнике, в частности к конструкции автомобильных фар проекторного типа.
Известные полиэллипсоидные фары представляют собой конструкцию, состоящую из полиэллипсоидного рефлектора, источника света, собирательной линзы, соосной с рефлектором, и диафрагмы, расположенной между рефлектором и линзой. В этих, фарах, реализующих проекторный принцип формирования светового пучка определенной направленности, светотеневая граница светового пучка формируется диафрагмой, экранирующей световые лучи, исходящие от нижней части рефлектора. В результате значительная часть светового потока источника света полностью поглощается диафрагмой. Известны конструкции эллипсоидных фаз ближнего света, в которых установлены различные элементы, позволяющие использовать часть экранированных диафрагмой световых лучей. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является фара, в которой диафрагма в части, обращенной к источнику света, имеет отражающую сферическую поверхность с центром во втором (наружном) фокусе круглосимметричного эллипсоидного рефлектора, и отражает падающие на нее лучи назад, по их исходному направлению. Эти отраженные диафрагмой лучи, еще дважды отразившись от рефлектора, включаются в создание светового потока фары. Недостатками прототипа являются: конструкция диафрагмы прототипа не может быть применена в фарах с некруглосимметричными эллипсоидными рефлекторами, т. к. отражающая часть поверхности диафрагмы имеет сферическую форму; - граница светотени светового пучка фары формируется горизонтальной кромкой от вырезанной части сферической поверхности диафрагмы, находящейся на значительном расстоянии от наружного фокуса рефлектора, что затрудняет оптимизировать использование сконцентриро- ванного в наружном фокусе рефлектора светового потока источника света. Целью изобретения является повышение коэффициента полезного действия и уменьшение цветового эффекта на границе светотени светового пучка фары ближнего света, достигаемое тем, что фара содеpжит полиэллипсоидный рефлектор с общей вершиной и одним и тем же внутренним фокусом, источник света, установленный во внутреннем фокусе рефлектора, диафрагму-отражатель и собирательную линзу. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемая фаза ближнего света отличается от прототипа тем, что отражающая поверхность рефлектора имеет полиэллипсоидную форму; поверхность отражающей части диафрагмы-отражателя образована семейством дуг окружностей разной кривизны; вершина дугообразной кромки диафрагмы-отражателя, формирующей границу светотени светового потока фары, находится в фокальной плоскости первого наружного фокуса вертикального меридионального сечения рефлектора или вблизи нее. На фиг. 1 изображена полиэллипсоидная фаза ближнего света в вертикальном осевом сечении; на фиг. 2 - та же фара в горизонтальном осевом сечении; на фиг. 3 - вид на рефлектор и диафрагму-отражатель спереди; на фиг. 4 - отдельно диафрагма-отражатель. Фара содержит: полиэллипсоидный рефлектор 1 с оптической осью 2, эксцентриситет образующих эллипсов которого постепенно увеличивается от его вертикального меридионального сечения к горизонтальному меридиональному сечению, с общими для всех эллипсов вершиной и ближним к вершине фокусом F, а также с фокусом Fв в вертикальном меридиональном сечении и фокусом Fг в горизонтальном меридиональном сечении; - источник света 3, установленный в фокусе F рефлектора; - диафрагму-отражатель 4 с зеркальной выпуклой поверхностью 5, обращенной к источнику света 3, с кромкой 6, имеющей в горизонтальной плоскости вид дуги окружности с центром на оптической оси или вид выпуклой кривой, вершина которой расположена в фокальной плоскости фокуса Fв или вблизи нее, и плоской горизонтальной поверхностью 7 с элементами крепления диафрагмы в корпусе фары (не показаны), находящейся на некотором расстоянии ниже от оптической оси, с целью возможности придания проекции кромки 6 на плоскость, перпендикулярную оптической оси 2 профиля, формирующего границу светотени соответствующего контура; - собирательную линзу 8, соосную с рефлектором. Зеркальная выпуклая поверхность диафрагмы 4 образована семейством дуг окружностей разной кривизны, центры которых находятся на оптической оси 2 в пределах межфокусного расстояния рефлектора Fв-Fг, при этом величины радиусов дуг окружностей определяются уравнением Rn= 2х(аn-ав)+Rв, где Rn - радиус кривизны поверхности в сечении диафрагмы плоскостью, в которой лежат световые лучи, отраженные от n-го меридионального сечения рефлектора; аn - большая полуось эллипса в n-ном меридиональном сечении рефлектора; ав - большая полуось эллипса в вертикальном меридиональном сечении рефлектора; Rв - радиус кривизны выпуклой поверхности диафрагмы в вертикальном осевом сечении с центром в фокусе Fв. Таким образом, кривизна выпуклой поверхности диафрагмы постепенно уменьшается от радиуса Rв с центром в фокусе Fв в вертикальном меридиональном сечении до радиуса Rг с центром в фокусе Fг в горизонтальном меридиональном сечении. Как видно из фиг. 1 и 2, из-за наличия зеркальной отражающей поверхности 5, образованной дугами окружностей по вышеприведенному уравнению, всякий луч 9, исходящий от источника света 3 и падающий на нижнюю часть поверхности рефлектора 1, отражается от нее по направлению, перпендикулярному к поверхности 5 диафрагмы-отражателя и, следовательно, отразившись от диафрагмы-отражателя и рефлектора, пройдет вблизи фокуса F, и, еще раз отразившись от верхней части рефлектора, попадет на линзу 8, увеличивая тем самым световой поток фары. Падение на линзу 8 дополнительного излучения, отраженного поверхностью 5 диафрагмы-отражателя 4 под углами, несколько отличающимися от углов падения излучения, исходящего непосредственно от нити накала лампы и отраженного рефлектором на линзу 8, позволяет несколько уменьшить хроматическую аберрацию светового потока фары. (56) Патент Италии N 2622276 (8813851), кл. F 21 М 3/05, 1988. Патент ФРГ N 3523029А1, кл. F 21 М 3/14, 1986. Патент ФРГ N 3241713А1, кл. F 21 М 3/04, 1984. Патент ФРГ N 3802097А1, кл. F 21 М 3/14, 1989. Патент ФРГ N 3226580А1, кл. F 21 М 3/06, 1983. Патент Франции N 2550847, кл. F 21 М 3/05, 1983.
Формула изобретения
Rn = 2

где Rn - радиус кривизны поверхности в сечении диафрагмы плоскостью, в которой лежат световые лучи, отраженные от n-го меридионального сечения рефлектора;
an - большая полуось эллипса в n-ном меридиональном сечении рефлектора;
aв - большая полуось эллипса в вертикальном меридиональном сечении рефлектора;
Rв - радиус кривизны выпуклой поверхности диафрагмы в вертикальном осевом сечении с центром в фокусе Fв. 3. Фара по п. 1, отличающаяся тем, что диафрагма-отражатель выполнена с отрицательной поверхностью с дугообразной кромкой, вершина которой находится в фокальной плоскости фокуса Fв рефлектора или вблизи нее, расположенной на некотором расстоянии ниже оптической оси для придания проекции кромки на плоскость, перпендикулярную к оптической оси, профиля формирующего соответствующий контур границы светотени светового пучка фары.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Автомобильная фара // 1835475
Автомобильная фара // 1808070
Оптический коммутатор // 1772515
Однорежимная фара транспортного средства // 1756735
Осветительное устройство // 1721389
Изобретение относится к светотехнике , а именно к осветительным устройствам, в частности на транспорте
Фара транспортного средства // 1600459
Изобретение относится к светотехнике, а именно к фарам транспортных средств, в частности к противотуманным, и позволяет улучшить светотехнические характеристики
Фара для транспортных средств // 2115060
Изобретение относится к фаре проекционного типа для автомобилей, которая имеет повышенную интенсивность освещения над границей свет-темнота отклоненного светового пучка или противотуманного светового пучка
Фара для транспортных средств // 2130151
Изобретение относится к светотехнике, а именно к конструкции фар транспортных средств
Автомобильная фара // 2052707
Изобретение относится к светотехнике, в частности к автомобильным фарам проекторного типа
Изобретение относится к фаре проекционного типа, предназначенной для самоходных транспортных средств, при этом фара обладает повышенной интенсивностью освещения проходящим световым лучом над границей света и темноты и повышенным проникновением света в туман
Изобретение относится к транспортной светотехнике, а именно к устройствам внешнего освещения транспортных средств
Фара для автомобилей // 2071579
Комбинированный светофор // 2076265
Изобретение относится к области оптического приборостроения и транспорта, а именно к светофорам и может найти применение на транспорте для воспроизведения (повторения) в кабине транспортного средства сигналов путевого светофора
Светозащитное устройство // 2076266
Автомобильная фара // 2083918
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции автомобильных противотуманных фар и фар прожекторов