Поворотное полипрожекторное устройство рельсового подвижного состава
Изобретение представляет собой поворотное полипрожекторное устройство рельсового подвижного состава, установленное внутри передней лобовой части кузова в обтекаемом корпусе, под крышей за передним защитным стеклом, и содержит поворотные источники света с рефлекторами (прожекторы), которые имеют дистанционный автоматический следящий привод от внутреннего торца центрального шкворня передней (головной) тележки подвижного состава. Центральный широкоугольный источник света с рефлектором образуют центральный прожектор, расположенный по продольной центральной оси В подвижного состава, и симметрично относительно него установленные в одной плоскости боковые узконаправленные источники света с рефлекторами образуют боковые прожекторы. Все поворотные (центральный и боковые) прожекторы кинематически соединены друг с другом зубчатой рейкой с возможностью общего автоматического синхронного поворота в горизонтальной плоскости в ту или иную сторону, причем каждый боковой узконаправленный источник света с рефлектором (боковой прожектор) имеет установленную оптическую ось А, расположенную под большим углом к вертикальной поворотной оси Г, чем оптическая ось Б центрального широкоугольного источника света с рефлектором (центрального прожектора), расположенная под углом
к своей вертикальной оси Г. Технический результат заявленного изобретения заключается в том, что при выходе подвижного состава на криволинейный участок пути (при левом или правом повороте) передняя (головная) тележка под воздействием кривизны рельсов пути поворачивается и ее центральный шкворень посредством дистанционного следящего привода поворачивает ведущую звездочку, кинематически сдвигает зубчатую рейку и поворачивает боковые шестерни боковых прожекторов на общий угол, чем обеспечивается автоматическое слежение световых потоков всех прожекторов вдоль рельсового пути на поворотах. 4 ил.
Изобретение относится к рельсовому железнодорожному транспорту, а более конкретно к прожекторным устройствам, которые необходимы для освещения участка пути перед подвижным составом ночью.
Как известно, подвижной рельсовый состав представляет собой, в основном, различные электровозы (локомотивы) с вагонами или различные тепловозы, а также электропоезда пригородного и дальнего сообщения. Каждый из указанных подвижных рельсовых составов имеет по центру, в своей верхней передней части (лобовой части), выполненный заодно с цельнометаллической крышей кузова корпус прожектора, внутри которого расположен источник электрического света в виде электролампы (чаще всего галогеновых) с отражателем (рефлектором), которые и образуют прожектор, создающий при необходимости яркий или тусклый свет (см., к примеру, книгу: "Подвижной состав и основы тяги поездов", под ред. к.т.н. С.И.Осипова, изд. "Транспорт", Москва, 1983 г. , стр. 16, рис.6; стр. 17, рис. 7; стр. 90, рис. 65; стр. 146, рис. 111 и др.). Прожектор рельсового подвижного состава освещает ночью рельсовый путь и необходим как для магистральных пассажирских подвижных составов, так и для грузовых на предмет визуального просмотра рельсового пути и принятия необходимых мер при внезапно возникающих препятствиях: повреждении рельсового пути, случайном попадании на путь груза, появлении на пути людей, животных или автотранспорта, а также для рассмотрения различных путевых знаков, сигналов и пр. Практически рельсовый подвижной состав нуждается, в основном, в ближнем свете (на 50...150 м) и в дальнем свете (на 300...400 м), что позволяет гибко создавать условия обзора пути в соответствии с изменяющейся обстановкой, к примеру за счет включения только ближнего света или только дальнего, включения яркого или тусклого света, и своевременно применять необходимые меры. К известным аналогам относится прожектор электровоза (см., к примеру, книгу: "Электровоз", авторы: З.М. Дубровский и др., изд. "Транспорт", Москва, 1979 г., стр. 20, поз. 9). Известный прожектор представляет собой установленный в верхней передней лобовой части кузова в обтекаемом корпусе, выполненном заодно с крышей кузова и содержащем переднее защитное стекло, жестко установленный источник света с рефлектором (прожектор). Этот известный прожектор рельсового подвижного состава имеет следующие недостатки: а) прожектор установлен жестко, стационарно, по продольной оси кузова подвижного состава, и на криволинейных участках рельсового пути (поворотах) световой поток не может освещать путь перед подвижным составом вдоль рельсов, а направлен в ту или иную боковую сторону (влево или вправо в зависимости от направления поворота), что мешает просмотру пути и может привести к аварии или несчастному случаю; б) такое освещение создает на поворотах повышенную опасность движения подвижного состава ночью и снижает надежность перевозок из-за плохого освещения рельсового пути; в) повышается нервно-эмоциональная нагрузка локомотивных бригад в темное время суток; г) недостаточная освещенность рельсового пути. Наиболее близким по своей технической сути к предлагаемому техническому решению является "Прожектор рельсового подвижного состава" (см. патент РФ N 2038530 от 24.05.93 г., автор: О.О.Вейтцель, М. Кл.5: F 21 M 3/08, опубликовано в БИ N 18 за 1995 г.). Известный прожектор представляет собой установленный (подвижно) в верхней передней части кузова в обтекаемом корпусе, выполненном заодно с крышей кузова и содержащем переднее защитное стекло, источник света с рефлектором (прожектор), который выполнен с возможностью автоматического поворота в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси прожектора синхронно с поворотом передней (головной) тележки подвижного состава благодаря кинематической дистанционной связи его с внутренним торцом центрального шкворня передней (головной) тележки. К недостаткам описанного прожектора рельсового подвижного состава относятся: д) поскольку устройство имеет только один источник света с рефлектором (прожектор), то он при эксплуатации может быть установлен только в качестве ближнего света либо только дальнего света; е) один прожектор не может обеспечить полностью необходимый поток света для рельсового пути ночью; ж) если, к примеру, лампа прожектора выйдет из строя на маршруте, то подвижной состав, на время замены лампы, лишается света вообще, что снижает надежность перевозок. Задачей изобретения является устранение вышеприведенных недостатков (см. пункты: "д"; "е"; "ж") для повышения безопасности движения рельсового подвижного состава ночью и увеличения надежности перевозок. Задача решается тем, что кроме центрального источника света с рефлектором (в дальнейшем: центрального прожектора), расположенного по продольной центральной оси подвижного состава, предлагаемое устройство содержит еще два боковых узконаправленных источника света с рефлекторами (в дальнейшем: боковые прожекторы), которые расположены симметрично и параллельно относительно продольной центральной оси. Все указанные прожекторы выполнены поворотными в общей горизонтальной плоскости и установлены в передней лобовой части кузова в обтекаемом корпусе, выполненном заодно с крышей кузова, и защищены стеклом, кинематически связаны друг с другом, к примеру, общей зубчатой рейкой и с дистанционным автоматически следящим приводом от внутреннего торца центрального шкворня передней (головной) тележки подвижного состава, что и обеспечивает синхронный поворот всех их в ту или другую сторону при повороте, причем каждый боковой прожектор поворачивается в горизонтальной плоскости в одинаковом направлении





и) предложенное устройство увеличивает общий световой поток примерно в 3 раза;
к) устройство увеличивает надежность на маршруте, поскольку при выходе из строя одного из прожекторов освещение пути производят оставшиеся;
л) возможность отключения одного или двух прожекторов при встречном движении поезда;
м) предложенное устройство всегда "следит" за поворотами железнодорожного пути, освещая рельсовый путь;
н) предложенное устройство работает в автоматическом режиме;
о) конструкция устройства очень проста и надежна. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 показана конструкция предлагаемого устройства, вид сбоку;
на фиг. 2 показана рабочая часть конструкции предлагаемого устройства, вид сбоку, в масштабе увеличения;
на фиг.3 показана конструкция, вид сверху в сечении по Д-Д;
на фиг.4 показана конструкция, вид сверху в сечении по Е-Е. На чертеже буквами обозначены:
А; А' - оптические оси боковых прожекторов;
Б - оптическая ось центрального прожектора;
В - продольная центральная ось подвижного состава;
Г - вертикальная ось поворота прожекторов;
Ж - направления перемещения общей зубчатой рейки при поворотах;








Источники света 7 (к примеру, галогеновые лампы) прожекторов 9 и 11 включены в цепь электропитания параллельно, и соединительные провода идут к выключателям на пульт управления в кабине машиниста, что позволяет управлять (включать - отключать, создавать тусклый или яркий свет) каждым прожектором индивидуально. При работе ночью в момент движения (см. фиг.1; 2; 3 и 4) на прямолинейном участке пути оптическая ось Б центрального прожектора 9 совпадает с продольной центральной осью В (в плане) подвижного состава 1, а оптические оси А и А' боковых прожекторов 11 параллельны продольной центральной оси В подвижного состава и на дальнем расстоянии образуют общее световое пятно, при этом соответственно рельсовый путь хорошо освещен вблизи (ближний свет) и вдали (дальний свет). При выходе подвижного состава 1 на криволинейный участок пути (при левом или правом повороте) передняя (головная) тележка 13 под воздействием кривизны рельсов пути поворачивается и ее центральный шкворень 14 на верхнем торце 23 поворачивает ведущую звездочку 22, кинематически соединенную с ведомой звездочкой 20 и с центральной цилиндрической шестерней 19 центрального прожектора 9, которая при повороте, в свою очередь, сдвигает зубчатую рейку 25 (влево или вправо в зависимости от направления поворота подвижного состава 1 на рельсовом пути) и поворачивает боковые шестерни 24 прожекторов 11 на общий и одинаковый угол для обоих боковых прожекторов устройства. Описанная кинематическая схема обеспечивает автоматическое "слежение" световых потоков прожекторов 9 и 11 вдоль железнодорожного рельсового пути ночью перед подвижным составом 1. Наиболее рационально использовать предлагаемое техническое решение во всех существующих видах рельсового подвижного состава путем модернизации существующих систем освещения рельсового пути ночью. По мнению авторов возможно, что такое полипрожекторное устройство рельсового подвижного состава было бы весьма полезно установить на головных вагонах подвижного состава метрополитена, поскольку при повороте тоннеля метро существующие маломощные прожекторы освещают только одну, в зависимости от поворота, стенку тоннеля. Реализация предлагаемого технического решения с учетом всех преимуществ (см. пункты: "з"; "и"; "к"; "л"; "м"; "н"; "о") при незначительных затратах на модернизацию даст значительный технический и экономический эффект.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4