Волновая зубчатая торцевая передача
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: волновая торцевая передача содержит корпус, ведущий и ведомый валы, торцовый генератор волн, плоские жесткие колеса и гибкое колесо. Торцовый генератор волн состоит из торцового кулачка, гибкого кольца упорного подшипника и промежуточных тел. Гибкое колесо с двумя венцами торцовых зубьев прямоточного трапецеидального профиля и гибкое кольцо упорного подшипника равной ширины с гибким кольцом выполнены выпукло-вогнутой формы за счет потери устойчивости при увеличении его наружного периметра на Utн , а внутреннего на Utвн путем установки и соединения сектора по ширине кольца с угловым размером =360Utн/
Dн в разомкнутую полость гибкого колеса и гибкого кольца упорного подшипника, где U - число волн деформации; tн; tвн - шаг зубьев по наружному и внутреннему диаметрам гибкого колеса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах.
Известна волновая торцовая передача, содержащая корпус, торцовый кулачковый генератор волн, плоское жесткое колесо, гибкое колесо синусоидальной формы. Генератор волн выполнен с профилем, эквидистантным формые гибкого колеса [1]. Гибкое колесо с помощью шлицев соединено неподвижно в окружном направлении с корпусом. Недостатками такой передачи являются: отсутствие технологии и невозможность изготовления гибкого колеса в напряженном состоянии синусоидальной формы, невысокая надежность и долговечность передачи вследствие шлицевого зацепления гибкого колеса с корпусом и невозможность ее использования в силовых передачах и в приводах с передаточным числом ниже 80, большие потери на трение генератора волн о гибкое колесо, работающего в полусухом режиме трения при больших осевых нагрузках, больших скоростях скольжения. Это вызвано тем, что генератор волн выполнен с профилем, эквидистантным форме гибкого колеса, в котором отсутствует клиновой зазор и гидродинамический эффект смазки. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является волновая зубчатая торцовая передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, торцовый генератор волн, два плоских жестких колеса, одно из которых закреплено в корпусе, другое установлено на ведомом валу, и двухвенцовое гибкое торцовое колесо-диск [2] . Такая форма колеса снижает осевые нагрузки на деформацию гибкого колеса, а отсутствие заделки не препятствует прохождению волны деформации. В этой передаче применен генератор роликовый свободной деформации. Зона опоры гибкого колеса на ролики генератора небольшая, гибкое колесо между роликами под действием больших осевых сил прогибается, что приводит к нарушению зацепления и искажению его первоначальной формы. Целью изобретения является повышение КПД и расширение пределов передаточных чисел передачи. Указанная цель достигается тем, что в волновой зубчатой торцовой передаче, содержащей корпус, жесткое и гибкое торцовое колесо синусоидальной формы и генератор волн деформации, гибкое колесо-кольцо с двумя венцами торцовых зубьев прямоточного трапецеидального профиля и гибкое кольцо упорного подшипника с двумя канавками для промежуточных тел качения (например, шариков) равной ширины с гибким колесом изготовлены выпукло-вогнутой формы, за счет потери устойчивости при увеличении их нагружных периметров на U







Формула изобретения
1. ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ТОРЦЕВАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, торцевой генератор волн, два плоских жестких колеса, одно из которых закреплено в корпусе, другое установлено на ведомом валу и двухценцовое гибкое торцевое колесо - диск, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и расширения пределов передаточных чисел, гибкое колесо имеет прямобочный трапецеидальный профиль зубьев и выпукло-вогнутую поверхность колеса-диска, торцевой генератор волн выполнен в виде торцевого кулачка, имеющего две канавки, размещенных в них промежуточных тел и гибкого кольца упорного подшипника, имеющего канавки для промежуточных тел, ответные канавкам кулачка, и выпукло-вогнутую поверхность, ответную выпукло-вогнутой поверхности гибкого колеса, которая образована установкой в разомкнутую полость как гибкого колеса, так и гибкого подшипника, сектора с угловым размером




РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2