Способ пуска установки каталитического риформинга
Авторы патента:
Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: из широкой бензиновой фракции с концом кипения 175-185°С выделяют фракцию с концом кипения 155-160°С и контактируют ее в присутствии водородсодержащего газа с платинусодержащим катализатором риформинга. После пропускания при температуре процесса риформинга не менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора риформингу подвергают исходное сырье. 1 табл.
Изобретение относится к способам пуска установки каталитического риформинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Каталитический риформинг бензиновых фракций является базовым процессом для производства автомобильных бензинов, кроме того его целевыми продуктами могут быть индивидуальные ароматические углеводороды С6-С8. В первом случае в качестве сырья используют широкую бензиновую фракцию, выкипающую от 60-90 до 175-185оС. Во втором случае сырьем служит одна из узких бензиновых фракций 62-85, 85-105 и 105-120оС либо их комбинация /1/. Риформинг проводят путем контактирования указанного сырья и циркулирующего водородсодержащего газа (ВСГ) с платинусодержащим катализатором при повышенной температуре и давлении. Кроме платины в количестве 0,2-0,7 мас.% на хлорированном оксиде алюминия катализаторы риформинга могут содержать также рений, олово, кадмий, иридий, германий, цинк и др. Свойства катализаторов риформинга, в особенности полиметаллических, во многом определяются условиями его предварительной обработки, восстановления, а также самого пуска /2, 3/. Важное значение имеют также условия в начальный период сырьевого цикла, когда заканчивается формирование свойств катализатора. В этот момент возможно дополнительное модифицирование катализатора путем подачи хлорсодержащих соединений /4/, воды /5/, кратковременная обработка сырьем с повышенным содержанием серы либо риформатом /6/ и т. д. Пуск установки риформинга осуществляют после подготовки катализатора, подъема температуры до 360-420оС путем контактирования (в присутствии катализатора) гидроочищенного сырья и ВСГ. После чего температуру с определенной скоростью поднимают до температуры технологического режима и начинают сырьевой цикл риформирования. В известных способах пуска установок риформинга не предусматривают специальную подготовку "пускового" сырья. В отдельных случаях для пуска нарабатывают гидроочищенное сырье с более низким содержанием серы, что улучшает свойства катализатора. Однако по фракционному составу, в том числе и по температуре конца кипения подготовленное сырье не отличается от сырья, на котором в дальнейшем проводят риформинг. По известному способу /1-прототип/ пуск установки каталитического риформинга широкой бензиновой фракции выкипающей, от 62-105оС до 175-185оС, осуществляют путем контактирования указанной фракции с ВСГ в присутствии платинусодержащего катализатора при температуре пуска 380-420оС с последующим повышением температуры до температуры риформинга. Известный способ пуска установки каталитического риформинга не позволяет однако повысить селективность катализатора. Предлагаемое изобретение повышает селективность катализатора. Указанный результат достигается предлагаемым способом, в соответствии с которым пуск установки каталитического риформинга широкой бензиновой фракции с концом кипения 175-185оС осуществляют путем контактирования гидроочищенного исходного сырья в водородсодержащего газа в присутствии платинусодержащего катализатора риформинга при температуре 380-420оС с последующим повышением температуры до температуры риформинга, при этом из исходного сырья предварительно выделяют фракцию, имеющую конец кипения 155-160оС и направляют на контактирование, а после пропускания при температуре процесса риформинга не менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора риформингу подвергают исходное сырье. Существенными отличительными признаками заявляемого способа является использование для пуска широкой бензиновой фракции, имеющей пониженную температуру конца кипения 155-160оС; пусковой период заканчивается после пропускания 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора при температуре технологического режима, после чего риформингу подвергают сырье с концом кипения 175-185оС. Дополнительный положительный эффект способа появляется в том случае, когда в составе завода имеется лишь одна установка риформинга и нет источника ВСГ "со стороны". При этом, как правило, установку пускают на негидроочищенном сырье с вынужденной частичной дезактивацией катализатора сернистым соединениями. Снижение температуры конца кипения "пускового" сырья широкой бензиновой фракции до 155-160оС приводит к снижению содержания серы в сырье, поскольку сера в бензиновой фракции распределена неравномерно и преобладает в тяжелой ее части. Таким образом, предлагаемый способ снижает дезактивирующее действие серы при пуске установки на негидроочищенном сырье. Анализ известных технических решений в области пуска установок каталитического риформинга позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками заявляемого способа, то есть о соответствии заявляемого технического решения требованию изобретательского уровня. Пуск установки риформинга по предлагаемому способу, т.е. на сырье с более низкой температурой конца кипения, позволяет повысить выход риформата за счет более селективного протекания процесса, а в отдельных случаях, при пуске на негидроочищенном сырье снизить его дезактивирующее действие. Положительный эффект наблюдается при снижении температуры конца кипения "пускового" сырья до величины 155-160оС. При меньшем значении этой величины повышение селективности незначительно, а превышение ее приводит к снижению октанового числа риформата и концентрации водорода в ВСГ, по-видимому, из-за удаления из сырья части ксилолобразующей фракции. К снижению эффективности способа приводит сокращение пускового периода, продолжительность которого определяется пропусканием при температуре технологического режима не менее 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора. Полученный положительный эффект является неожиданным и заранее не мог быть предсказан. Возможно он связан с тем обстоятельством, что различные группы углеводородов С6-С10, содержащиеся в широкой бензиновой фракции, различным образом влияют на формирование свойств катализатора при его пуске. Известно, что отдельные узкие бензиновые фракции риформируются с различными скоростями, селективностью и коксоотложениями /1/. По-видимому, исключение полностью или частично из пускового сырья углеводородных фракций С9-С10, обладающих повышенной коксогенностью, обеспечивает более благоприятные условия для сохранения более высокой селективности катализатора риформинга. По предложенному способу на блоке вторичной ректификации бензинов отбирают фракцию с началом кипения 85оС и концом кипения 155оС, которые используют для пуска установки риформинга типа 35-11. При этом указанную фракцию подвергают десульфидированию на блоке предварительной гидроочистки, затем в смеси с ВСГ подают на блок риформинга при 380оС и с объемной скоростью 0,9 ч-1. Для риформирования используют катализатор АП-64, содержащий 0,6 мас.% платины на хлорированном оксиде алюминия. Катализатор предварительно сушат и восстанавливают в токе ВСГ с концентрацией водорода 88 мас.% с одновременным подъемом температуры до 380оС. При этой же температуре объемную скорость подачи сырья увеличивают до 1,6 ч-1 в течение 3 ч, затем постепенно поднимают температуру на входе в реакторы до 492оС со скоростью 15-20оС/ч и стабилизируют режим. Далее температуру корректируют до получения риформата с октановым числом по исследовательскому методу (ИОЧ) 95 пунктов и после пропускания 50 м3 сырья на 1 м3 катализатора (
Формула изобретения
СПОСОБ ПУСКА УСТАНОВКИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА широкой бензиновой фракции с концом кипения 175 - 185oС путем контактирования гидроочищенной бензиновой фракции и водородсодержащего газа в присутствии платинусодержащего катализатора риформинга при 380 - 420oС с последующим повышением последней до температуры риформинга, отличающийся тем, что из исходного сырья предварительно выделяют фракцию с концом кипения 155 - 160oС, которую направляют на контактирование и после пропускания последней не менее 50 м3 на 1 м3 катализатора риформинга подвергают исходное сырье.РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к катализаторам для получения углеводородов, в частности к катализатору структуры типа гидротальцита для получения ароматических соединений
Способ переработки олефинсодержащего бензина // 1807718
Цеолитсодержащий катализатор для облагораживания сернистых бензинов термических процессов // 1549586
Изобретение относится к каталитической химии, в частности к цеолитсодержащему катализатору для облагораживания сернистых бензинов термических процессов
Способ переработки бензиновых фракций // 1503288
Способ каталитического риформинга // 2101322
Изобретение относится к способам каталитического риформинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
Изобретение относится к органической химии, а именно к способу получения высокооктановых бензиновых фракций и/или ароматических углеводородов путем переработки низкооктановых углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 35 - 200oC
Способ получения ароматических углеводородов // 2118634
Способ получения высокооктанового бензина или высокооктанового бензина и ароматических углеводородов // 2124553
Изобретение относится к способу получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов из углеводородного сырья, содержащего алифатические олефины и парафины, с использованием цеолитсодержащего катализатора и может быть применено в нефтепереработке и нефтехимии
Изобретение относится к способам получения ароматических углеводородов из углеводородного сырья и может быть использовано в нефтепереработке и нефтехимии для переработки газов, содержащих парафины и олефины C2-C4, и различных бензиновых фракций в высокооктановые бензины, обогащенные по сравнению с сырьем ароматическими углеводородами, а также в концентрат ароматических углеводородов
Изобретение относится к синтетическому слоистому материалу МСМ-56, его получению и использованию в качестве сорбента или компонента катализатора конверсии органических соединений
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности к методам получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов из алифатических углеводородов C2-C12 в присутствии цеолитсодержащих катализаторов
Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов
Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов