Способ переработки низкооктановых бензиновых фракций
Авторы патента:
Использование: нефтехимия. Сущность: низкооктановые бензиновые фракции подвергают риформингу в присутствии смеси двух катализаторов - цеолитсодержащего алюмосиликатного катализатора Ц-10 и алюмокобальтмолибденового оксидного катализатора, желательно взятых в количестве 20 и 80 об.% соответственно. Возможно использование указанной смеси, модифицированной алюмохромфенилсилоксаном, предпочтительно в количестве 1,0-1,5 мас.% при 753-743 К. Технический результат - повышение выхода целевого продукта. 3 з.п.ф-лы, 2 табл. , 2 ил.
Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов.
Известны способы переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга и получения высокооктановых бензинов с использованием различных катализаторов, например цеолитсодержащих (см. пат. RU N 2052286, 1996, пат. US N 5755956, 1998, з-ку WO N 91/06616, 1991), в том числе цеолитсодержащих, модифицированных металфенилсилоксанами (см. пат. RU N 2045569, 1995, пат. RU N 1801983, 1993), алюмокобальтмолибденового катализатора, модифицированного металфенилсилоксанами (см. пат. RU N 2109791, 1998). Наиболее близким аналогом настоящего изобретения является способ переработки бензиновых фракций различного происхождения путем атмосферного каталитического риформинга (см. ЕР N 0131975, 1985). В данном способе бензин облагораживают в присутствии смеси двух катализаторов. Один из катализаторов представляет собой композицию, содержащую цинк, хром и/или алюминий. Ее получают из одного или более осажденных остатков, образованных при добавлении основного реагирующего вещества к одному или более водным растворам солей металлов. Другой катализатор представляет собой кристаллический силикат металла, который после прокаливания в течение 1 часа в токе воздуха при 500oC характеризуется следующими показателями: а) система дифракционных полос на рентгенограмме порошка имеет 4 наиболее сильные линии:




- содержание

- отношение SiO2/Al2О3 = 5,7. Используемый алюмоникельмолибденовый оксидный катализатор имел следующие свойства:
- содержание в катализаторе в расчете на оксиды, мас.%:
оксида молибдена [Mo2O3] - 15,0
оксида никеля [NiO] - 3,0
оксида натрия [Na2O] - 0,09
оксида железа [Fe2О3] - 0,05
сульфата [SO4]2 - 1,5
- насыпная плотность - 680 кг/м3,
- удельная поверхность - 180-220 м2/г,
- объем пор - 0,50 см3/г,
- давление разрушения таблеток - 1,8 кг/мм,
- цвет катализатора - зеленый. В качестве сырья для риформинга применяли гидроочищенную бензиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 85-185oC, с плотностью - 747,9 кг/м3, показателем преломления nD20=1,4182 и октановым числом по моторному методу - 61,5 пунктов. На индивидуальных катализаторах и их механической смеси проводили опыты по риформингу бензиновой фракции при атмосферном давлении, на установке проточного типа, в которую загружали 40 см3 катализатора (или смеси катализаторов). Опыты проводили при T=758 K, объемной скорости подачи сырья 0,6 ч-1 и продолжительности опыта 1 час. Для катализата определяли, показатель преломления, плотность, октановое число. Для опыта определяли выход газа, катализа и кокса. Экспериментальные данные приведены в таблице 1, в которой раскрыто влияние состава механической смеси катализаторов Ц-10 и алюмоникельмолибденового оксидного на качество катализата и показатели процесса. Из таблицы 1 следует, что оптимальной для риформинга бензиновой фракции является смесь, содержащая 30 об.% Ц-10 и 70 об.% алюмоникельмолибденового оксидного катализатора. На этой смеси катализатора получен бензин с октановым числом по моторному методу 80,8 пункта и выход катализата 66,7 мас.%. Смесь катализаторов 50 и 50 об.% соответственно позволяет получить бензин с октановым числом 82,5 пункта, но при этом снижается выход высокооктанового бензина до 60,5 мас.%. Пример 2. Оптимальные условия процесса атмосферного каталитического риформинга бензиновой фракции определяли путем изучения кинетики процесса в широком интервале температур и объемных скоростей подачи сырья в реактор на каталитической смеси, содержащей 30 об.% Ц-10 и 70 об.% алюмоникельмолибденового оксидного катализатора. Опыт проводили в течение одного часа. Для катализата определяли выход, показатель преломления, плотность и октановое число по моторному методу. Результаты опытов представлены в таблице 2, в которой показана оптимизация риформинга низкооктановой бензиновой фракции на катализаторной смеси 30 об.% Ц-10 и 70 об.% алюмоникельмолибденового оксидного катализатора. Из данных таблицы 2 следует, что товарный компонент автомобильного бензина можно получить при объемной скорости 0,3 ч-1 при всех температурах, при объемной скорости подачи 0,6 ч-1 при T=733-773 K, при объемной скорости 0,875 ч-1 при Т=753-773 K и при T=773 K при всех объемных скоростях подачи бензиновой фракции получают высокооктановый компонент автомобильного бензина. Возможно получить бензин с октановым числом до 91,7 пункта по моторному методу, т.е. до 107 единиц по исследовательскому методу. Пример 3. Модифицированные смеси катализаторов Ц-10 и алюмоникельмолибденового оксидного оптимального состава 30 об.% Ц-10 и 70 об.% алюмоникельмолибденового оксидного катализатора осуществляли алюмохромфенилсилоксаном. Алюмохромфенилсилоксан синтезировали по реакции двойного обмена с использованием дигидроксифенилсиланолята натрия, хлористого алюминия и хлористого хрома. Было получено соединение общей формулы

Алюмохромфенилсилоксан наносили на поверхность смеси катализатора из бензольного раствора, пропускали через слой катализатора при температуре 70oC в течение 0,5-1 часа. Объем бензольного раствора был равен 0,5 объема катализатора. Этот объем был достаточен для полного смачивания катализатора раствором, но не вымывал молекулы алюмохромфенилсилоксана с поверхности катализатора. Реактор продували азотом по мере поднятия температуры со скоростью 200 K в минуту. После достижения температуры 773 K азот заменяли воздухом и прогревали катализатор при этой температуре 2-3 часа для прививки молекул алюмохромфенилсилоксана к поверхности катализаторов. Затем понижали температуру до 753 K и проводили опыты по риформингу низкооктановой бензиновой фракции при объемных скоростях подачи сырья 0,3 ч-1 и 0,6 ч-1 при пробеге катализатора в реакции 1 час. На поверхность катализатра последовательно наносили 0,5, 1,0, 1,5 и 2,0 мас.% модификатора. После каждого нанесения модификатора на поверхность катализатора его регенерировали от коксовых отложений и наносили на регенерированный катализатор следующую порцию алюмохромфенилсилоксана. Эксперименты по риформингу бензиновой фракции проводили на модифицированных катализаторах при указанных выше условиях. Результаты опытов приведены на фиг. 1 и 2, на которых показано соответственно влияние концентрации алюмохромфенилсилоксана на октановое число катализатора и влияние концентрации алюмохромфенилсилоксана на выход катализатора. Отсюда видно, что максимальной активностью обладает смесь катализаторов, активированная 1,0-1,5 мас.% алюмохромфенилсилоксана. При идентичных условиях из этой смеси катализаторов получают катализат, имеющий октановое число по моторному методу на 2-4 пункта выше, чем на исходной смеси катализаторов без модифицирования. Возрастает на 1,5-2,5% абс. выход катализата с повышенным октановым числом.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности к методам получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов из алифатических углеводородов C2-C12 в присутствии цеолитсодержащих катализаторов
Изобретение относится к синтетическому слоистому материалу МСМ-56, его получению и использованию в качестве сорбента или компонента катализатора конверсии органических соединений
Изобретение относится к способам получения ароматических углеводородов из углеводородного сырья и может быть использовано в нефтепереработке и нефтехимии для переработки газов, содержащих парафины и олефины C2-C4, и различных бензиновых фракций в высокооктановые бензины, обогащенные по сравнению с сырьем ароматическими углеводородами, а также в концентрат ароматических углеводородов
Способ получения высокооктанового бензина или высокооктанового бензина и ароматических углеводородов // 2124553
Изобретение относится к способу получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов из углеводородного сырья, содержащего алифатические олефины и парафины, с использованием цеолитсодержащего катализатора и может быть применено в нефтепереработке и нефтехимии
Способ получения ароматических углеводородов // 2118634
Изобретение относится к органической химии, а именно к способу получения высокооктановых бензиновых фракций и/или ароматических углеводородов путем переработки низкооктановых углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 35 - 200oC
Изобретение относится к способам получения ароматических углеводородов из углеводородного сырья, содержащего алифатические олефины и парафины C2-C12
Изобретение относится к способам переработки легких бензиновых фракций и может найти применение на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, а также на предприятиях, перерабатывающих природный газ
Изобретение относится к катализаторам и способам получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов из сырья, содержащего алифатические олефины и парафины С2-С12
Изобретение относится к области переработки углеводородного сырья на основе алифатических углеводородов, преимущественно обессеренного нестабилизированного газового конденсата с температурой выкипания 20-190 град
Изобретение относится к процессу изомеризации н-парафиновых углеводородов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
Изобретение относится к нефтехимии и может быть использовано для переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов
Изобретение относится к нефтехимии - к каталитическим способам получения высокооктановых бензиновых фракций из прямогонных нефтяных дистиллятов
Изобретение относится к способам получения неэтилированных высокооктановых бензиновых фракций и/или ароматических углеводородов из углеводородного сырья и/или кислородсодержащих органических соединений
Изобретение относится к органической химии, а именно к каталитическим способам получения ароматических углеводородов С6-C12 из углеводородов С2-C12
Способ переработки углеводородного сырья // 2190005
Изобретение относится к способам переработки углеводородного сырья для получения неэтилированных высокооктановых бензиновых фракций и/или ароматических углеводородов С6-С10 или бензиновых и дизельных фракций при помощи цеолитсодержащих катализаторов