Способ переработки низкооктановых бензиновых фракций
Использование: в нефтехимии. Сущность: низкооктановые бензиновые фракции подвергают риформингу в присутствии смеси двух катализаторов - цеолитсодержащего алюмосиликатного катализатора ЦЕОКАР-3Фб и алюмокобальтмолибденового оксидного катализатора, желательно содержащей 20 об.% и 80 об.% соответственно. Возможно использование указанной смеси, модифицированной алюмовольфрамфенилсилоксаном, в количестве 0,7-1,0 мас.% от смеси. Процесс проводят при температуре 758-773 К, объемной скорости подачи сырья 0,5-0,6 ч-1. Технический результат: используется более доступный и эффективный катализатор при одновременном снижении газообразования. 3 з.п.ф-лы, 2 табл., 2 ил.
Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов.
Известны способы переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга и получения высокооктановых бензинов с использованием различных катализаторов, например, цеолитсодержащих (см. пат. RU N 2052286, 1996 г., пат. US N 5755956, 1998 г., з-ку WO N 91/06616, 1991 г.), в том числе цеолитсодержащих, модифицированных металфенилсилоксанами (см пат. RU N 2045569, 1995 г., пат. RU N 1801983, 1993 г.), алюмокобальтмолибденового катализатора, модифицированного металфенилсилоксанами (см пат. RU N 2109791, 1998 г.). Более близким аналогом настоящего изобретения является способ переработки бензиновых фракций различного происхождения путем атмосферного каталитического риформинга (см. ЕР N 0131975, 1985 г.). В данном способе бензин облагораживают в присутствии смеси двух катализаторов. Один из катализаторов представляет собой композицию, содержащую цинк, хром и/или алюминий. Ее получают из одного или более осажденных остатков, образованных при добавлении основного реагирующего вещества к одному или более водным растворам солей металлов. Другой катализатор представляет собой кристаллический силикат металла, который после прокаливания в течение 1 часа в токе воздуха при 500oC характеризуется следующими показателями: а) система дифракционных полос на рентгенограмме порошка имеет 4 наиболее сильные линии:




- Fe2O3 - 0,62
- содержание цеолита NaY в катализаторе - 11,6
- удельная поверхность, м2/г - 232
Алюмокобальтмолибденовый оксидный катализатор имел следующие показатели:
- содержание в катализаторе в расчете на оксиды, мас.%:
- оксида молибдена [MoO3] - 12,0
- оксида кобальта [CoO] - 4,0
- оксида натрия [Na2O] - 0,09
- оксида железа [Fe2О3] 0,09
- сульфата [SO4]2 - 1,5,
- остальное Al2O3 в гамма форме
форма - таблетки
- насыпная плотность - 700 кг/м3,
- удельная поверхность - 280 м2/г,
- объем пор - 0,55 см3/г,
давление на раздавливание таблеток - 1,6-1,8. В качестве сырья каталитического риформинга использовали гидроочищенную бензиновую фракцию Московского НПЗ, имеющую следующие показатели:
- фракционный состав -
н.к.-80oC
10 об.% выкипает при T=96oC
50 об.% - при 152oC
90 об.% - при 162oC
к.к. - 185oC
углеводородный химический состав- мас.%
н-парафиновые углеводороды - 29,7
изопарафиновые углеводороды + нафтены - 54,
ароматические углеводороды - 12,3,
октановое число по моторному методу - 61,5 пунктов,
показатель преломления - 1,4271. Процесс риформинга бензиновой фракции проводили на установке проточного типа, при атмосферном давлении, в отсутствии водорода, с неподвижным слоем катализатора. Для процесса риформинга использовали индивидуальные образцы катализаторов и их механические смеси, в которых содержание алюмокобальтмолибденового оксидного катализатора меняли от 0 до 100 об.%. В реактор во всех опытах загружали 40 см3 катализатора. Для катализата определяли показатель преломления, плотность, октановое число, а также выход. Опыты проводили на индивидуальных катализаторах и их смесях при температуре 753 K и объемной скорости подачи сырья 0,6 ч-1. Опыты проводили в течение одного часа работы катализатора. Данные по выходу катализата, газа и октанового числа катализата приведены на фиг.1, фиг.2, на которых показан соответственно влияние концентрации ЦЕОКАР-3Фб и алюмокобальтмолибденового оксидного катализатора на октановое число катализата и выход катализата и влияние концентрации ЦЕОКАР-3Фб и алюмокобальтмолибденового оксидного катализаторов на выход газа, при этом газообразование снижается на

(C6H5

Используемый полимер имел следующие соотношения элементов: Si/Al=3,2, Si/W= 26,7 Al/W=8,6, содержание Si - 18,3 мас.%, Al - 5,6 мас%, W - 4,5 мас. %. На поверхность смеси катализаторов оптимального состава наносили модификатор в количестве 0,7 1,4 и 2,4 мас.%. После термообработки смеси катализаторов с модификатором при T=773 K в потоке воздуха в присутствии этой смеси проводили риформинг бензиновой фракции при T=753 K и объемной скорости подачи сырья 0,6 ч-1. Опытные данные представлены в табл. 2, показывающей влияние концентрации модификатора на октановое число катализатора. Из данных табл. 2 видно, что активность модифицированного катализатора проходит через максимум при концентрации модификатора 0,7-1,0 мас.%. При максимальном значении величина октанового числа бензиновой фракции возрастает на 5,3 пункта. На не модифицированной смеси катализаторов октановое число катализата равно 76,12 пункта, а на модифицированном - 81,4. Этот катализат можно применять в качестве высокооктанового компонента для производства товарного продукта.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3