Способ изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей и штамп для его осуществления
Использование: в горячештамповочном производстве и автомобилестроении при изготовлении дисков колес сложной формы. Сущность: штамповка производится за два перехода в штампе, состоящем из пуансона с выталкивателем внутри, установленного на неподвижной нижней части штампа, и комплекте сменяемых матриц. За первый переход происходит формообразование боковых стенок диска колеса, при этом аксиальное усилие преобразуется в давление инструмента на металл заготовки, обеспечивая его объемное растекание. На втором этапе осуществляют окончательное формообразование стенок и торца заготовки по заданной гравюре. В штампе для осуществления способа на первом переходе используют сменную матрицу, монтируемую на верхней плите, на втором переходе формообразование изделия осуществляют, используя сборную матрицу, состоящую из секционных вставок, приводимых в движение от верхней плиты и отводимых в исходное положение упругими элементами. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к технологии производства цельноштампованных дисков колес автомобилей, и может также найти применение и при изготовлении дисков колес других транспортных средств.
Известен способ изготовления цельноштампованных изделий заключающийся в установке нагретой заготовки в штамп и в воздействии на нее аксиальным усилием, необходимым для поэтапной экструзии металла в заданном направлении между матричной и пуансонной частями штампа для формообразования стенок и торца стаканообразной формы, профилируемых в соответствии с заданной гравюрой за ряд переходов. Существенным недостатком известного способа является значительная трудоемкость процесса и снижение коэффициента использования металла. Известен штамп для формообразования изделий, содержащий неподвижную нижнюю и подвижную верхнюю части в виде сцентрированных колонками относительно друг друга плит с установленными в них пуансоном и матрицей. Недостатком известного штампа является необходимость использования дополнительной оснастки для получения точных изделий, к которым предъявляются повышенные требования и в отношение прочностных свойств. Известен способ изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей, принятый за прототип и заключающийся в установке нагретой дискообразной заготовки в штамп и воздействии на нее аксиальным усилием, необходимым для поэтапной экструзии металла. В заданном направлении между матричной и пуансонной частями штампа с формообразованием стенок и торца стаканообразной детали, профилируемых в соответствии с заданной гравюрой и включающих центральный посадочный ручей и реборды по периферии за ряд этапных переходов при сменяемости одной из частей штампа. Недостатком известного способа является повышенная трудоемкость технологического процесса, невозможность вести процесс во взаимосвязи силовых, температурных, скоростных и других факторов с типом изделия и его профильными особенностями. Известен штамп для изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей, содержащий неподвижную нижнюю и подвижную верхнюю части в виде сцентрированных друг относительно друга колонками плит с установленными на нижней плите пуансоном, имеющим профиль гравюры для окончательного формообразования внутренней полости диска колеса, и матрицей, состоящей из не менее пяти секционных вставок, примыкающих друг к другу плоскими боковыми поверхностями, образующих внутренними рабочими поверхностями гравюру для оформления боковой и торцовой стенок диска колеса и установленных в направляющих Т-образных пазах, выполненных в нижней плите, а также элемент перемещения секционных вставок матрицы к пуансону, расположенный в зоне подвижной верхней части с возможностью взаимодействия своей профилированной поверхностью с наружными нерабочими поверхностями вставок, средства возврата последних в исходное положение в виде упругих элементов расчетной жесткости, расположенных в гнездах каждой вставки, и упоры для ограничения перемещения вставок, установленные на нижней плите. Недостатком известного штампа являются ограниченные технологические возможности при формировании детали сложной формы. Технический результат, создаваемый изобретением, состоит в повышении коэффициента использования металла, исключении нарушения волокнистой структуры металла изделия, снижении числа этапных переходов без применения специального оборудования. Этот результат достигается тем, что в способе изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей, заключающемся в установке нагретой дискообразной заготовки в штамп и воздействии на нее аксиальным усилием, необходимым для поэтапной экструзии металла в заданном направлении между матричной и пуансонной частями штампа с формообразованием стенок и торце стаканообразной детали, профилируемых в соответствии с заданной гравюрой и включающих центральный посадочный ручей и реборды по периферии за ряд этапных переходов при сменяемости одной из частей штампа, процесс ведут в условиях постоянства температурного поля за счет компенсации теплопотерь энергией активного трения с использованием скоростного фактора режима штамповки в два этапных перехода с преобразованием аксиального усилия в давление, обеспечивающее объемное течение металла на первом переходе сверху вниз, а на втором - от центра боковой и торцовой стенок к перифериям заготовки со скоростным напором металла заготовки при заполнении полости штампа. При этом на первом переходе при неподвижном пуансоне и подвижной матрице осуществляют окончательное формообразование внутренней полости диска колеса по гравюре пуансона, а на втором переходе на том же пуансоне при сменной подвижной секционной матрице его наружной поверхности, включающей посадочный ручей и реборды, с окончательным профилированием по гравюре матрицы на этом переходе. Аксиальное усилие создают поочередным дискретным воздействием на последовательно сопряженные друг с другом участки секционной матрицы с необходимой повторяемостью траектории приложения указанного усилия при круговом обходе последней по ступени. Штамп для изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей, содержащий неподвижную нижнюю и подвижную верхнюю части в виде сцентрированных относительно друг друга колонками плит с установленным на нижней плите пуансоном, имеющим профиль гравюры для окончательного формообразования внутренней полости диска колеса, и матрицей, состоящей из не менее пяти секционных вставок, примыкающих друг к другу плоскими боковыми поверхностями, образующих внутренними рабочими поверхностями гравюру для оформления боковой и торцовой стенок диска колеса и установленных в направляющих Т-образных пазах, выполненных в нижней плите, а также элемент перемещения секционных вставок матрицы к пуансону, расположенный в зоне подвижной верхней части с возможностью взаимодействия профилированной поверхностью с наружными нерабочими поверхностями вставок, средства возврата последних в исходное положение в виде упругих элементов расчетной жидкости, расположенных в гнездах каждой вставки, и упоры для ограничения перемещения вставок, установленные на нижней плите, снабжен выталкивателем, размещенным в пуансоне, а также сменной матрицей для первого перехода деформирования заготовки, монтируемой на верхней плите, профилированная поверхность элемента перемещения секционных вставок матрицы к пуансону образована выборкой и выполнена конической, наружные нерабочие поверхности вставок выполнены с ответным коническим профилем, при этом оси центров упомянутых гнезд вставок расположены на уровне внутренней полки направляющих Т-образных пазов. Кроме того, штамп снабжен промежуточной плитой, смонтированной между верхней плитой и матрицей, выборка расположена в промежуточной плите, а коническая поверхность выборки выполнена спиралеобразной с возможностью поочередного последовательного взаимодействия с коническими наружными нерабочими поверхностями вставок матрицы. На фиг.1 изображен инструментальный узел штампа для изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей в продольном разрезе с матрицей первого перехода; на фиг.2 - штамп в продольном разрезе с матрицей второго перехода; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг.2 в зоне Т-образных направляющих пазов; на фиг.4 - секционная матрица второго перехода; на фиг.5 - штамп в продольном разрезе с промежуточной плитой; на фиг.6 - заготовка диска колеса после первого перехода; на фиг.7 - цельноштампованный диск колеса после второго перехода; на фиг.8 и 9 - торцовые поверхности дисков колес с профилированными окнами. Способ изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей осуществляют в штампе, который содержит неподвижную нижнюю 1 и подвижную верхнюю 2 части в виде сцентрированных колонками 3 относительно друг друга плит 4 и 5 соответственно. На нижней плите 4 установлен пуансон 6 с выталкивателем 7 внутри него, имеющей профиль гравюры для формообразования внутренней полости диска колеса на первом переходе. На верхней плите 5 для обеспечения первого перехода монтируется сменная матрица 8, представляющая собой профильную деталь с гравюрой для оформления наружного профиля заготовки. Для окончательного формообразования изделия на втором переходе используется сборная матрица 9, которая монтируется на нижней плите и выполнена в виде разъемных раздвижных секционных вставок 10 (фиг.2), число которых не менее пяти. Вставки примыкают друг к другу боковыми плоскостями 11 и образуют своими внутренними рабочими поверхностями гравюры 12 и 13 соответственно наружных боковой и торцевой стенок диска колеса с центральным ручьем и ребордами по периферии. Наружные нерабочие плоскости вставок 10 имеют конические поверхности 14, взаимодействующие с ответной конической поверхностью 15 выборки 16, выполненной на верхней плите 5 под углом



Формула изобретения
1. Способ изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей, заключающийся в установке нагретой дискообразной заготовки в штамп и воздействии на нее аксиальным усилием, необходимым для поэтапной экструзии металла в заданном направлении между матричной и пуансонной частями штампа с формообразованием стенок и торца стаканообразной детали, профилируемых в соответствии с заданной гравюрой и включающих центральный посадочный ручей и реборды по периферии, за ряд этапных переходов при сменяемости одной из частей штампа, отличающийся тем, что процесс ведут в условиях постоянства температурного поля за счет компенсации теплопотерь энергией активного трения с использованием скоростного фактора режима штамповки в два этапных перехода с преобразованием аксиального усилия в давление, обеспечивающее объемное течение металла на первом переходе сверху вниз, а на втором - от центра боковой и торцевой стенок к перифериям заготовки со скоростным напором металла заготовки при заполнении полости штампа, при этом на первом переходе при неподвижном пуансоне и подвижной матрице осуществляют окончательное формообразование внутренней полости диска колеса по гравюре пуансона, а на втором переходе - на том же пуансоне при сменной подвижной секционной матрице - его наружной поверхности, включающий посадочный ручей, реборды, с окончательным профилированием по гравюре матрицы на этом переходе. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что аксиальное усилие создают поочередным дискретным воздействием на последовательно сопряженные друг с другом участки секционной матрицы с необходимой повторяемостью траектории приложения указанного усилия при круговом обходе последней по спирали. 3. Штамп для изготовления цельноштампованных дисков колес автомобилей, содержащий неподвижную нижнюю и подвижную верхнюю части в виде сцентрированных друг относительно друга колонками плит с установленными на нижней плите пуансоном, имеющим профиль гравюры для окончательного формообразования внутренней полости диска колеса и сборной матрицей, состоящей из не менее пяти секционных вставок, примыкающих друг к другу плоскими боковыми поверхностями, образующих своими внутренними рабочими поверхностями гравюру для оформления боковой и торцевой стенок диска колеса и установленных в направляющих Т-образных пазах, выполненных в нижней плите, а также элемент перемещения секционных вставок матрицы к пуансону, расположенной в зоне подвижной верхней части с возможностью взаимодействия своей профилированной поверхностью с наружными нерабочими поверхностями вставок, средства возврата последних в исходное положение в виде упругих элементов расчетной жесткости, расположенных в гнездах каждой вставки и упоры для ограничения перемещения вставок, установленные на нижней плите, отличающийся тем, что он снабжен выталкивателем, размещенным в пуансоне, а также сменной матрицей для первого перехода деформирования заготовки, монтируемой на верхней плите, профилированная поверхность элемента перемещения секционных вставок матрицы к пуансону образована выборкой и выполнена конической, наружные нерабочие поверхности вставок выполнены с ответным коническим профилем, при этом оси центров упомянутых гнезд вставок расположены на уровне внутренней полки направляющих Т-образных пазов. 4. Штамп по п.3, отличающийся тем, что он снабжен промежуточной плитой, смонтированной между верхней плитой и сборной матрицей, выборка расположена в промежуточной плите, а коническая поверхность выборки выполнена спиралеобразной с возможностью поочередного последовательного взаимодействия с коническими наружными нерабочими поверхностями вставок матрицы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9