Система управления воздушными винтами турбовинтовентиляторного двигателя
Изобретение относится к авиационному двигателестороению, в частности к системам управления соосными воздушными винтами турбовинтеляторного двигателя (ТВВД). Цель изобретения - повышение динамической точности регулирования ТВВД с соосными винтами на переходных и установившихся режимах работы. В систему управления соосными воздушными винтами турбовентиляторного двигателя, содержащую датчик положения рычага управления двигателя, программное задающее устройство, первый сумматор, регулятор подачи топлива, задающее устройство, второй сумматор, регулятор частоты вращения переднего винта, датчик числа оборотов переднего винта, третий сумматор, регулятор частоты вращения заднего винта, датчик числа оборотов заднего винта, датчик температуры на входе в компрессор низкого давления, датчик давления на входе в компрессор низкого давления, дополнительно введены датчик числа оборотов компрессора низкого давления, датчик числа оборотов компрессора высокого давления, датчик расхода топлива.Регуляторы частот вращения переднего и заднего винтов выполнены в виде двенадцати умножителей, четырех дифференциаторов двух интеграторов, и двенадцати функциональных преобразователей. 7 ил.
Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к системам управления соосными воздушными винтами турбовинтовентиляторного двигателя (ТВВД).
Известны системы управления частотами вращения воздушных винтов ТВД. Недостатком таких систем является низкое качество управления. Известна система управления воздушными винтами ТВВД с дифференциальным редуктором, содержащая последовательно соединенные датчик положения рычага управления двигателем, программное задающее устройство, первый сумматор и регулятор подачи топлива, выход которого соединен с вторым инверсным входом первого сумматора и является первым выходом системы по сигналу подачи топлива, задающее устройство, вход которого соединен с выходом датчика положения рычага управления двигателем, а первый выход соединен с последовательно соединенными вторым сумматором и регулятором частоты вращения переднего воздушного винта, выход которого является вторым выходом системы по сигналу угла поворота лопастей переднего воздушного винта, датчик числа оборотов переднего винта, выход которого соединен с вторым инверсным входом второго сумматора, последовательно соединенные второй выход задающего устройства, третий сумматор и регулятор частоты вращения заднего воздушного винта, выход которого является третьим выходом системы по сигналу угла поворота лопастей заднего воздушного винта, датчик числа оборотов заднего винта, выход которого соединен с вторым инверсным входом третьего сумматора, датчик температуры на входе в компрессор ТВВД, датчик давления на входе в компрессор ТВВД, выходы которых соединены соответственно с вторым и третьим входами программного задающего устройства. Недостатком данной системы является то, что она обладает низкой динамической точностью на установившихся режимах. Также из-за низкой динамической точности данная система неприменима на динамических (приемистость) режимах, т. к. отсутствует учет влияния динамики вращающихся инерционных масс газогенератора при формировании управляющих воздействий регуляторов винтов на исполнительные механизмы. На величину динамической погрешности существенно влияет изменение величины крутящего момента, подводимого к винтам, при изменении режима работы двигателя, что также не учитывается в данной системе. Кроме того, динамическая точность управления существенно зависит от взаимного влияния двух соосных воздушных винтов, что также не увеличивается в данной системе. Цель изобретения - повышение динамической точности регулирования ТВВД с соосными винтами на переходных и установившихся режимах работы. Это достигается тем, что в систему управления соосными воздушными винтами турбовинтовентиляторного двигателя, содержащую последовательно соединенные датчик положения рычага управления двигателя, программное задающее устройство, первый сумматор и регулятор подачи топлива, выход которого соединен со вторым инверсным входом первого сумматора и является первым выходом системы по сигналу подачи топлива, последовательно соединенные задающее устройство, вход которого соединен с выходом датчика положения рычага управления двигателем, второй сумматор и регулятор частоты вращения переднего винта, выход которого является вторым выходом системы по сигналу угла поворота лопастей переднего винта, датчик числа оборотов переднего винта, выход которого соединен с вторым инверсным входом второго сумматора, последовательно соединенные второй выход задающего устройства, третий сумматор и регулятор частоты вращения заднего винта, выход которого является третьим выходом системы по сигналу угла поворота лопастей заднего винта, датчик числа оборотов заднего винта, выход которого соединен с вторым инверсным входом третьего сумматора, датчик температуры на входе в компрессор низкого давления, датчик давления на входе в компрессор низкого давления, выходы которых соединены соответственно с вторым и третьим входами программного задающего устройства, дополнительно вводятся датчик числа оборотов компрессора низкого давления, датчик числа оборотов компрессора высокого давления, датчик расхода топлива, четыре дифференциатора, а регуляторы частоты вращения переднего и заднего винтов выполнены в виде двенадцати умножителей, двух интеграторов, двенадцати функциональных преобразователей, причем выход датчика числа оборотов компрессора высокого давления соединен с входом первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и двенадцатого функциональных преобразователей, выходы которых соединены с первыми входами первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и двенадцатого умножителей соответственно, третий, четвертый, пятый шестой и седьмой инверсные входы второго сумматора соединены с выходами первого, второго, третьего, четвертого, пятого умножителей, а его выход соединен с вторым входом шестого умножителя, выход которого соединен с входом первого интегратора, входы третьего сумматора соединены соответственно с выходами седьмого, восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого умножителей, а его выход соединен с вторым входом двенадцатого умножителя, выход которого соединен с входом второго интегратора, входы первого, второго, третьего и четвертого дифференциаторов соединены соответственно с выходами датчика частоты вращения компрессора низкого давления, датчика частоты вращения переднего винта, датчика частоты вращения заднего винта и датчика расхода топлива, выходы первого, второго, третьего и четвертого дифференциаторов соединены со вторыми входами соответственно первого и седьмого, второго и восьмого, третьего и девятого, четвертого и десятого умножителей, выход шестого умножителя соединен с вторым входом одиннадцатого умножителя, а выход двенадцатого умножителя соединен с вторым входом пятого умножителя. На фиг. 1 представлена структурная схема системы управления воздушными винтами ТВВД; на фиг. 2 - графическая форма зависимости



























Формула изобретения
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМИ ВИНТАМИ ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая последовательно соединенные датчик положения рычага управления двигателем, программное задающее устройство, первый сумматор и регулятор подачи топлива, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора и является первым выходом системы по сигналу подачи топлива, последовательно соединенные задающее устройство, вход которого соединен с выходом датчика положения рычага управления двигателем, второй сумматор и регулятор частоты вращения переднего винта, выход которого является вторым выходом системы по сигналу угла поворота лопастей переднего винта, датчик числа оборотов переднего винта, выход которого соединен с вторым входом второго сумматора, последовательно соединенные с вторым выходом задающего устройства третий сумматор и регулятор частоты вращения заднего винта, выход которого является третьим выходом системы по сигналу угла поворота лопастей заднего винта, датчик числа оборотов заднего винта, выход которого соединен с вторым входом третьего сумматора, датчик температуры на входе в компрессор низкого давления и датчик давления на входе в компрессор низкого давления, выходы которых соединены соответственно с вторым и третьим входами программного задающего устройства, отличающаяся тем, что, с целью повышения динамической точности регулирования турбовинтовентиляторного двигателя с соосными винтами на переходных и установившихся режимах работы, в нее введены датчик числа оборотов компрессора низкого давления, датчик числа оборотов компрессора высокого давления, датчик расхода топлива, четыре дифференциатора, а регуляторы частот вращения переднего и заднего винтов выполнены в виде двенадцати умножителей, двух интеграторов и двенадцати функциональных преобразователей, причем выход датчика числа оборотов компрессора высокого давления соединен с входами первого - двенадцатого функциональных преобразователей, выходы которых соединены с первыми входами первого - двенадцатого умножителей соответственно, третий - седьмой входы второго сумматора соединены с выходами первого - пятого умножителей, а его выход соединен с вторым входом шестого умножителя, выход которого соединен с входом первого интегратора, третий - седьмой входы третьего сумматора соединены соответственно с выходами седьмого - одиннадцатого умножителей, а его выход соединен с вторым входом двенадцатого умножителя, выход которого соединен с входом второго интегратора, входы первого, второго, третьего и четвертого дифференциаторов соединены соответственно с выходами датчика частоты вращения, компрессора низкого давления, датчика частоты вращения переднего винта, датчика частоты вращения заднего винта и датчика расхода топлива, выходы первого - четвертого дифференциаторов соединены с вторыми входами соответственно первого и седьмого, второго и восьмого, третьего и девятого, четвертого и десятого умножителей, выход шестого умножителя соединен с вторым входом одиннадцатого умножителя, а выход двенадцатого умножителя соединен с вторым входом пятого умножителя.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7