Универсальное устройство для перемещения грузов
Изобретение относится к наземным транспортным средствам и подъемно-транспортному оборудованию. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение удобства эксплуатации устройства для перемещения грузов. Универсальное устройство для перемещения грузов содержит складной Х-образный в продольной плоскости каркас из рам 1 и 2, соединенных шарниром 3, ось 4 с разнесенными колесами, смонтированную на конце рамы 1, и подставку 7. Рамы 1, 2 образуют плоскости, расположенные под углом i. На каркасе со стороны опорных элементов предусмотрены многопозиционные фиксаторы, ограничивающие угол
i развала рам 1, 2 несколькими фиксированными значениями, преимущественно равными 90, 120 и 60. В центре оси 4 между колесами установлен ролик 12 меньшего, в сравнении с колесами диаметра и с желобом 13 для запасовнвания гибкой связи (каната, троса). Предложены рациональные варианты устройства: с составным роликом 12 (из двух разведенных в нерабочем положении частей); с дополнительным роликом 21, установленным на полке Н-образной подставки 7, в плоскости вращения ролика 12; с одинаковым уровнем расположения нижних точек подставки 7 и ролика 12 в среднем (номинальном) транспортном положении устройства:
h = 0. Возможны два принципиально различных режима эксплуатации устройства: в качестве двухколесной тачки (тележки) и в качестве канатного (тросового) блока для подъема грузов на крыши строений. 3 з. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к средствам и способам механизации ручного труда, конкретно - к наземному безрельсовому транспорту и подъемно-транспортному оборудованию.
Для перевозки грузов, в том числе строительных изделий и материалов (рулонов кровельного рубероида, листов шифера и т. д. ), используемых при строительстве и ремонте жилых и хозяйственных строений, широко применяют одно-, двух- и многоколесные ручные тележки и тачки (см. , например, авт. св. СССР N 384718, кл. B 62 B 1/20, 1973 г. ; N 914386, кл. B 62 B 3/00, 1982 г. ; заявки ЕПВ N 0118904, ФРГ N 3308739 и Великобр. N 2135249, кл. B 62 B 1/20, публ. 1984 г. ; патент ЧССР N 262679, кл. B 62 B 1/10, B 60 B 1/10, публ. 1988 г. ). Для перемещения грузов, включая строительные (при кровельных работах - рулоны рубероида, листы шифера и т. д. ) на высоту используют полиспасты и отдельные канатные (тросовые) блоки. При кровельных работах на конек крыши строения съемно устанавливают блок, включающий в себя колесо с ободом (шкив), шарнирно установленное на кронштейне (оси со щеками) и тяговый канат (трос, цепь). Примеры устройства блоков имеются в патентной литературе: авт. св. СССР N 142745, кл. B 66 D 3/08, 1961 г. ; N 169222, 1965 г. ; N 779292, 1980 г. и т. д. С целью обеспечения устойчивости блока на коньке, кронштейн снабжают "ножками", которые, совместно с кронштейном, в плоскости колеса имеют Л-образную форму с углом развала, соответствующим углу при вершине конька крыши строения. Для стандартных домов угол при вершине конька стандартен. Для строений по индивидуальному проекту он лежит довольно в узком диапазоне и составляет, как правило, 60-90о и 100-120о. Во всех отраслях народного хозяйства, включая строительство, при механизации ручного труда рекомендуется по-возможности придерживаться принципа универсальности, т. е. обеспечения возможности использования одного многофункционального устройства, заменяющего собой два и более специализированных устройств (см. статью: Семенов А. Г. Улучшение технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств путем расширения функционального назначения их частей. Л. : 1983, 17 с. Рук. представлена ЛПИ. - Деп. в НИИНавтопром 30.12.83, N 985ап-Д83). Среди универсальных устройств имеются колесные транспортные средства: тележки-сани (авт. св. N 1154128, кл. B 60 P 9/00, 1985); тележка-стул (Изобретатель и рационализатор, 1988, N 9, с, 23; патент США N 4471969, кл. 280-30, публ. 1984 г. ); тележка-ступенька (заявка Великобритании N 2130316, кл. B 62 B 5/04, публ. 1984 г. ) и т. д. Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является складная тачка, содержащая складной Х-образный в продольной плоскости каркас из двух шарнирно соединенных рам, ось с разнесенными ходовыми колесами, подставку и тканевую емкость. Однако, как и у описанных выше аналогичных транспортных средств, функциональные возможности ее ограничены: с ее помощью можно лишь транспортировать грузы, разместив их в емкости или непосредственно между разложенными рамами (при снятой емкости) и толкая тачку сзади или буксируя ее за собой. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства и повышение удобства его эксплуатации. Цель достигается тем, что в устройство тачки с перечисленными существенными конструктивными признаками внесены следующие изменения: в центре оси между ходовыми колесами установлен ролик меньшего, в сравнении с ходовыми колесами, диаметра и с желобом для запасовывания гибкой связи (каната, троса), а на каркасе со стороны опорных элементов (колес и подставки) предусмотрен, по крайней мере, один многопозиционный фиксатор, ограничивающий угол развала рам несколькими (не менее трех) фиксированными значениями, преимущественно 60, 90 и 120о. Цель достигается также тем, что расположенный между ходовыми колесами ролик выполнен из двух частей, преимущественно одинаковых, симметричных относительно центральной продольной вертикальной плоскости устройства, которые установлены с возможностью перемещения из фиксированного положения вдоль оси и фиксации в дополнительном (нерабочем), разнесенном положении; тем, что нижние точки подставки и ролика в среднем (номинальном) транспортном положении расположены на одинаковом уровне, а также тем, что подставка выполнена Н-образной в поперечной плоскости, а на ее поперечине, в плоскости вращения ролика, установлен дополнительный ролик, аналогичный первому, при этом дополнительный ролик расположен выше уровня опоры подставки на горизонтальной поверхности. Иными словами, сущность изобретения состоит в том, что в одном устройстве обеспечено сочетание традиционно двух различных устройств специализированных - тачки (тележки) и канатного (тросового) блока. В последнем режиме участвуют в работе не только основной и дополнительный (при его наличии) ролики, но и рама тачки (тележки), ее ручки и ось. В этом смысле предложенное техническое решение не является суммированием известных решений (достигается сверхэффект). В процессе проведения патентных исследований не обнаружены устройства с признаками (в совокупности), сходными с существенными признаками (в совокупности) предложенного устройства. В то же время, именно совокупность признаков, сведенных в дальнейшем в ограничительную и отличительную части формулы изобретения, обусловливают положительный эффект в соответствии с поставленной целью. Таким образом, предлагаемое техническое решение соответствует критерию "существенные отличия". На фиг. 1 показано универсальное устройство для перемещения грузов, в среднем (номинальном) транспортном положении, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 представлен фрагмент другого варианта устройства (с дополнительным роликом), в том же положении, вид сбоку; на фиг. 4 - колесная ходовая часть устройства с основным роликом, выполненным составным, в транспортном положении (а) и в режиме использования ролика (б); на фиг. 5 устройство (по варианту фиг. 3) показано в положении его использования в качестве блока для подъема грузов на крыши строений, вид сбоку. Универсальное устройство для перемещения грузов содержит складной Х-образный в продольной плоскости каркас из рам 1 и 2, соединенных шарниров 3, ось 4 с разнесенными ходовыми колесами 5, 6, смонтированную на конце рамы 1, и подставку 7 в виде, например, загнутого конца рамы 2. От других своих концов до шарнира 3 рамы 1, 2 образуют ровные плоскости, расположенные под углом
















Формула изобретения
1. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ, содержащее складной Х-образный в продольной плоскости каркас, выполненный из двух шарнирно соединенных рам, ось с разнесенными ходовыми колесами и подставку, связанную с каркасом, отличающееся тем, что в центре оси между ходовыми колесами установлен ролик меньшего в сравнении с ходовыми колесами диаметра, выполненный с желобом для запасовывания гибкой связи, а на каркасе со стороны ходовых колес предусмотрен, по крайней мере один многопозиционный фиксатор для ограничения угла развала рам по крайней мере в трех фиксированных положениях, соответственно 60, 90 и 120o. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что расположенный между ходовыми колесами ролик выполнен из двух частей, преимущественно одинаковых, симметричных относительно центральной продольной вертикальной плоскости устройства, которые установлены с возможностью перемещения из фиксированного положения вдоль оси и фиксации в требуемых положениях. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что нижние точки подставки и ролика в транспортном положении расположены на одинаковом уровне. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что подставка выполнена Н-образной в поперечной плоскости, а на ее поперечине, в плоскости вращения ролика, установлен дополнительный ролик, аналогичный первому, который расположен выше уровня опоры подставки на горизонтальной поверхности.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6