Способ определения кпд транспортного средства
Сущность изобретения: при движении транспортного средства измеряет скорость, ускорение и путевой расход топлива КПД определяют по тарировочным характеристикам и расчетной зависимости .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
Кемитет Рессийскей Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4930824!10 (22} 24.04Ю (46) ЗОЛ293 Бюл. Йв 4?-48 (73) Калужоай филиал МГТУ им.Н.Э.Баумана (72) Орлов АА (73) Орлов Аркадий Андреевич (64) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КПД ТРАНС(tel BU ((() 2222 1 (5Ц 1Ь б
ПОРТНОГО CPEQCTSA
{5?) Сущность изобретеник при дви .ении транспортного средства измеряют скорость, ускорение и путевой расход топлива КПД определяют по тарировочным характеристикам и расчетной зависимости.
2005293 у gs К вЂ” m(a+g sin@) — — (1к и+!т+ е i) 7.- = 7
Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для определения КПД транспортного средства в процессе движения и при испытании с целью зкономии топлива. 5
Известен способ определения КПД транспортногО средства, заключающийся в том, что при его движении измеряют частоту вращения вала двигателя внутреннего сгорания, цикловый расход топлива и с помощью тарировочных характеристик, полученных при стендовых испытаниях этого двигателя, определяют КПД двигателя, который принимают за КПД транспортного средства.
Из известных способов наиболее близким к изобретению по технической сущно- . сти и достигаемому результату является способ определения КПД транспортного средства, заключающийся в том, что при движении транспортного средства измеря- 20 ют скорость движения, путевой расход топлива и с помощью тарировочных характеристик, полученных при стендовых испытаниях этого транспортного средства, определяют КПД системы двигатель — трансмиссия — колесо, который принимают за КПД транспортного средства, Известный способ не обеспечивает высокой точности определения КПД транспортного средства в режиме разгона и З0 преодоления подьема, когда энергия топлива преобразуется в полную механическую энергию транспортного средства. Оптимизация разгона и преодоления подъема, если применяется способ-прототип для оценки эффективности транспортного процесса, приводит к перерасходу топлива из-за низкой его точности.
Целью изобретения является повышение точности определения КПД транспорт- 40 ного средства в режиме разгона и преодоления подъема.
Поставленная цель достигается благодаря тому, что при способе определения
КПД транспортного средства, заключаю- 45 щемся е том, что при движении измеряют скорость и путевой расход топлива, а по тарировочным характеристикам, полученным при испытании системы деигатель— трансмиссия — колесо на стенде, определяют 50
КПД указанной системы, который принимают за КПД транспортного средства, дополнительно при движении транспортного средства измеряют ускорение его движения, а КПД транспортного средства определяют по следующей зависимости; где Qc — КПД транспортного средства в режиме разгона и преодоления подъема; д- КПД системы двигатель-трансмиссия — колесо в зависимости от путевого расхода топлива, определяемая по тарировочйым характеристикам для измеренной скорости движения; у* — КПД системы двигатель — трансмиссия — колесо, определяемый по тарироеочным характеристикам для измеренных при движении скорости и путевом расходе топлива:
g>* — значение измеренного путевого расхода топлива;, gs — координата путевого расхода топлива;
К вЂ” коэффициент, получаемый экспериментально;
m — масса транспортного средства; а — ускорение движения транспортного средства;
g — ускорение свободного падения;
a — угол подъема дороги;.
r — радиус колеса:
А — момент инерции колеса;
n — количество колес;
3т — момент инерции трансмиссии на оси ведущего колеса:
J< — - момент инерции двигателя внутреннего сгорания;
i — передаточное отношение трансмиссии, Теоретическим обоснованием способа определения КПД транспортного средства в режиме разгона и преодоления подьема служит следующее, Рассмотрим транспортное средство как систему, которая при разгоне и преодолении подъема преобразует энергию топлива е полную механическую энергию системы,, Одновременно расходуется энергия на преодоление активных сил сопротивления: сила аэродинамического сопротивления и сила сопротивления качению. Естественно будет интересовать эффЕктивность режима разгона и преодоления подъема. Согласно принципу максимума Понтрягина, критерием оптимальности будет в этом случае отношение разности тягового усилия системы двигатель — трансмиссия-колесо и сил активного сопротивления к путевому расходу топлива.
Предложенный способ позволяет определять КПД транспортного средства в режиме разгона и преодоление подъема, кроме того, по своей сущности он позволяет определить оптимальное значение путевого расхода топлива, что важно при оптимизации
2005293 телем и трансмиссией. Также способ может применяться в математических моделях оптимизации конструкции транспортных средств по топливной экономичности на ре5 жимах разгона и преодоления подъема, с (56) Патент N 1092559, кл, 6 01 F 9/02, 1967.
Патент CLUA M 3921444, кл. G 01 F 9/00, 1975.
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КПД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, заключающийся в том, что при движении измеряют скорость 15 и путевой расход топлива и по тарировочным характеристикам, полученным при испытании системы двигатель - трансмиссия
- колесо на стенде, определяют КПД упомянутой системы. отличающийся тем, что, 20 с целью повышения эффективности путем определения КПД транспортного средства в режиме разгона и преодоления подъема, дополнительно при движении транспортного средства измеряют ускорение его 25 движения, а КПД транспортного средства определяют по следующей зависимости: л gs, k — m(a+g з1пи)—
Цз k 30 — {1к и+1т+ е I) а
gs k где дт, - КПД транспортного средства в режиме разгона и преодоления подъема; 35 л - функция зависимости КПД системы двигатель - трансмиссия - колесо от путевого расхода топлива, определяемая по тарировочным характеристиСоставитель А.Орлов
Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Н.Милюкова
Редактор А. Бер
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5
Заказ 3431
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101 режима разгона и преодолении подъема с целью экономии топлива. Эти режимы являются основными при маневровых работах на железнодорожном транспорте и внутригородских перевозках пассажиров автобусами, при работе большегрузных самосвалов в карьерах. Способ может быть легко реализован в программе работы микропроцессора автоматической системы управления двигакам для измеренной скорости движения; д - КПД системы двигатель - трансмиссия - колесо, определяемый по тарировочным характеристикам для измеренных при движении скорости и путевого расхода топлива:
g> - значение измеренного пути расхода топлива;
gs - координата путевого расхода топлива;
k - коэффициент, получаемый экспериментально;
m - масса транспортного средства; а - ускорение движения транспортного средства;
g- ускорение свободного падения; и — угол подъема дороги; г - радиус колеса;
4 - момент инерции колеса;
n - -количество колес;
1т - момент инерции трансмиссии на оси ведущего колеса:
1е - момент инерции двигателя внутреннего сгорания;
I - передаточное отношение трансмиссии.


