Устройство для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала
2098I2
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 1З.V,1965 (М 1009269/26-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 26.1.1968, Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 25.1П.1968
Кл. 42k, 7/05
МПК б 01l
УДК 531.781(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
В. М. Соболь
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА
И МОЩНОСТИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА
Известные устройства для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала, содер кащпе импульсные датчики скручивания вала, установленные на концах исследуемого вала и формирующие импульсы напряжения за один оборот вала, цифровой частотомер с интерполирующим механизмом, состоящим из электронного ключа, стабилизаторов тока, конденсатора, транзистора и сопротивления, переключатель рода измерения, гальванометр, тахогенератор с транзистором, датчик числа оборотов вала и счет пи< импульсов, не обеспечивают достаточной точности при измерении этих величин и сложны по конструкции.
В предлагаемом устройстве на вход цифроВого частотомера с интерполирующим механизмом включен датчик числа оборотов вала, а выходы импульсных датчиков скручивания вала соединены с электронным ключом интерполирующего механизма.
На фиг. 1 показана блок-схема предлага"мого устройства с показывающим прибором (гальванометром); на фиг. 2 — то же, со счетчиком.
Устройство содержит импульсные датчики
1 и 2 скручивания вала, установленные на концах исследуемого вала и формирующие импульс напряжения за один оборот вала; цифровои частотомер с интерполирующим механизмом, состоящим из электронного ключа 3, стабилизаторов 4 и 5, конденсатора 6, транзистора 7 и сопротивления 8; переключатель 9 рода измерения; гальванометр 10; тахогенератор 11, ось которого жестко связана с вращающимся валом; транзистор 12, датчи" 13 числа оборотов вала и счетчики 14 импульсов.
При измерении крутящего момента вала переключатель 9 рода измерения находится в
10 положении А.
При отсутствии нагрузки, т. е. на холостом ходу, датчики 1 и 2 формируют импульсы одновременно, а при скручивании вала импульс с датчика 1 будет опережать импульс с датчи15 ка 2.
С датчиков 1 и 2 импульсы поступают на электронный ключ 8, в качестве которого может быть использован управляющий триггер, причем импульс с датчика 1 открывает ключ
20 8, а импульс с датчика 2 закрывает его. Время, «а которое открывается электронный ключ
8. пропорционально углу скручивания вала и обратно-пропорционально числу его оборотов.
В течение этого времени конденсатор 6 будет
25 заряжаться через стабилизатор 4 тока. По истечении этого времени конденсатор 6 начнет разряжаться через стабилизатор 5, причем ток разряда этого стабилизатора выбирается в несколько раз меньшим, чем ток заряда ста30 билизатора 4. На это время запирается тран209812
Предмет изобретения
Сйг.1
Фиг. 2
Составитель М. М. Базовкии
Редактор П. А. Вербова Текред A. А. Камышиикова Корректоры: Н. И. Быстрова и А. П. Васильева
Заказ 493 20 Тира)к 530 Подписное
Ц1П1ИПИ Когиптета по дедам пзоорстепнй и открытий при Соьете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типографии, гр. Сапунова, 2 зистор 7, а транзистор 12, работающий в ключевом режиме, отпирается.
Ток, который регистрирует гальванометр 10, включенный в коллскторную цепь транзистора 12, будет прямо пропорционален крутящему моменту вала.
При измерении мощности вала переключатель 9 рода измерения находится в положении Б. Так как коллекторная цепь транзистора 12 питается от тахогенератора 11, напряжение с которого пропорционально числу оборотов вала, то регулируемый гальванометром
10 ток будет пропорционален произведсни о крутящего момента и числа оборотов вала, т. е. мошности вала. Для получения измеряемых величин в цифровой форме необходимо количество импульсов, поступивших в счетчик
14, цифрового частотомера формировать датчиком 18 числа оборотов в единицу времени или за определенное число оборотов.
Устройство для измерения крутящего момента и мощности вращающегося вала, содержащее импульсные датчики скручивания вала, установленные на концах исследуемого вала и формирующие импульс напряжения за один оборот вала, цифровой частотомер с интерполирующим механизмом, состоящим из
10 электронного ключа, стабилизаторов тока, конденсатора, транзистора и сопротивления, переключатель рода измерения, гальванометр, тахогенератор с транзистором, датчик числа оборотов вала и счетчик импульсов, отлачаю15 иееея тем, что, с целью повышения точности измерения и упрощения конструкции, на вход цифрового ",àñòoòîìåðÿ с интерполирующим механизмом включен датчик числа оборотов вала, а выходы импульсных датчиков скручн20 вачия вала соединены с электронным кл.:очом интерполирующего механизма.

