Зубчатое зацепление
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБР ЕТЕ НИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
209171
Сома Соввтскиз
Сониалистическил
Респтблин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 25.Х1,1966 (№ 1114539/25-28) с присоединением заявки ¹ 1114540/25-28
Приоритет
Опубликовано 17.1.1968. Бюллетень ¹ 4
Дата опубликования описания 11. I E I.1968
Кл. 47h, 6
NI1K F 06h
УДК 621.833.7 (088.8) йомитвт оо делам изобретениЯ и открытиЯ ори Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Н. И. Колчин и Н. И. Зубов
Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина
Заявитель
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ
Предмет изобретения
Известные зубчатые зацепления с поверхностным контактом рабочих поверхностей для силовой передачи и односторонним направлением прикладываемой нагрузки содержат зубчатую рейку и зубчатое колесо, которое имеет диск и цевки, подвижные в плоскости диска и взаимодействующие с зубьями рейки.
Предлагаемое зубчатое зацепление отличается от известных тем, что цевки колеса установлены на жестком контуре, например кольце, подвижном в плоскости диска и шарнирно соединенном с диском колеса, например поводками. Такое выполнение позволяет обеспечить работу передачи при изменении межцентрового расстояния. Для увеличения коэффициента перекрытия передачи контур, на котором установлены цевки колеса, выполнен в виде полигональной цепи.
На чертеже схематически .изображено предлагаемое зубчатое зацепление.
Оно содержит зубчатую рейку 1 и зубча"ое колесо 2, которое имеет диск:и подвижные в его плоскости цевки 8, взаимодействующие с зубьями рейки. Цевки установлены на жестком контуре в виде полигональной цепи
4, подвижной в плоскости диска и шарнирно ссединенной с ним поводками 5.
Устройство сохраняет работоспособность при некоторых колебаниях межцентрового расстояния и отклонениях шага зацепления, имеющих место как в процессе монтажа, так и в процессе эксплуатации передачи.
Замена трения скольжения на трение качения между рабочими поверхностями зацепления обеспечивает малый износ профилей цевок и зубьев рейки даже при отсутствии
5 смазки. Требуемый приведенный радиус кривизны передачи выбирается независимо от размеров колеса, что позволяет передавать усилие на зуб рейки намного большее по сравнению с известными зубчатыми зацеплениями
10 при одинаковых габаритных размерах и прочих равных условиях.
15 1, Зубчатое зацепление с поверхностным контактом рабочих поверхностей для силовой передачи и односторонним направлением прикладываемой нагрузки, содержащее зубчатую рейку и зубчатое колесо, которое имеет диск
20 и цевки, подвижные в плоскости диска, взаимодействующие с зубьями рейки, отличасощееся тем, что, с целью обеспечения работы передачи при изменении межцентрового расстояния, цевки колеса установлены на жестком
25 контуре, например кольце, подвижном в плоскости диска и шарнирно соединенном с диском колеса, например, поводками.
2. Зацепление по п. 1, отличающееся тем, что, с целью увеличения коэффициента переЗО крытия передачи, контур, на котором установлены цевки колеса, выполнен в виде полигональной цепи.
209171
Составитель Г. Корчагина
Редактор Г. Гончаоова Техред Л, Я. Бриккер Корректоры: С. П. Усова и E. И. Батракова
Зака" 312/11 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2

