Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями
ace,c;:о.- .;;::, O П ""М-"и-е
ИЗО6РЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2ОЗОУО
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28.11.1966 (№ 1058287/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 29.ХН.1967. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 6.111.1968
Кл. 21с, 45/01
21с, 62/01
МПК Н 02с
Н 02р
"ДК 6"! 398:654.937 (088.8) Комитет по делам изобретеииб и открытий при Совета Мииистров
СССР
Авторы изобретения
A. В. Березовский, И. С, Боград, A. С, Волин, Л. Б. Гальперин, Р. Е. Аифлянд и В, Е. Полынин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УГ1РАВЛЕНИЯ
11ИХТНЫМИ КОНВЕЙЕРНЫМИ ЛИНИЯМИ
Известные устройства для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями с двусторонней кодовой и аварийной сигнализацией, автономной телефонной связью и полярным уплотнением линии связи, имеют большое число жил цепей управления и сигнализации, прокладываемых в шахте, и недостаточно надежны в работе.
Описываемое устройство обеспечивает надежное автоматизированное управление, автономную телефонную связь и контроль на шахтных конвейерных линиях. Оно отличается от известных тем, что в нем параллельно обмотке реле звуковой сигнализации пульта управления, включенной .в линию последовательно с диодом, через второй развязывающий диод подключен источник выпрямленного подпорного напряжения с питанием от отдельной обмотки трансформатора питания, В цепь сигнализации встречно-параллельно обмотке сигнального реле каждого линейного блока уп равления включен диод через соответствующие контакты реле контроля скорости, контроля заштыбовки, сигнализации и аварийного реле. Такое выполнение устройства позволяет упростить его схему.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема описываемого устройства.
Устройство содержит релейный пульт управления ПУ с трансформатором питания, линейные блоки управления 7БУ „" реле контроля скорости и реле контроля заштыбовки, сигнальные сирены СС, линию связи ДС, датчи5 ки скорости и датчики заштыбовки.
Устройство работает следующим образом.
С включением питающего напряжения 86 в переменного тока с частотой 50 г 1 включается реле звуковой сигнализации Р3С, которое раз1О мыкает свой контакт Р3С, в цепи питания линейных сигнальных реле СР, замыкает контакт РЗС, в цепи питания пускового реле
Р!/С и пускового реле времени ПРВ, размыкает контакт РЗСз в цепи =ирены СС. Звуко15 вой сигнал по конвейерной линии подается при отключении реле РЗС или при включении одного из реле РПС или ПРВ, так как при этом начало Н обмотки Кт трансформатора питания соединяется с землей.
20 При пуске всей конвейерной линии оператор нажимает кратковременно на кнопку пуска П пульта управления ПУ, в результате чего включаются и блокируются через свои контакты: нулевое реле РН через контакт
25 РН;, пусковое реле РПС через контакт РПСЕ.
С включением реле РПС коллекторная цепь триода Т, замыкается контактом РПС„цепь заряда конденсаторов С, и С2 головного программного устройства ГПУ контактом РПС, 30 цепь сигнальной сирены CC контактом РПС„-, 208070
С включением реле РПС включаются также и линейные сигнальные реле CP через контакт Р11С> на пульте управления и размыкается цепь заряда конденсатора Сз головного программного устройства, Линейные реле управления РУ включаются при включении пускового реле времени 11РВ, изменяющего своими контактами 11 РВ,—
11РВ4 отрицательное напряжение в проводе 1 линии связи на положительное. Реле ilPB включается автоматически через 5 — i сек после нажатия кнопки пуска. I àêàÿ выдержка времени срабатывания реле 11РВ неооходима для подачи предупредительного звукового сигнала по линии перед пуском конвейерной линии. Ыыдержка времени достигается головным программным устройством 1 11У благодаря;охранению заряда на конденсаторе С, в течение 5 †сек после разрыва цепи его заряда контактом Р11С . 1ри наличии заряда конденсатор С> питает базовую цепь триода Т„ обеспечивая его открытое состояние. благодаря подсоединению оазы триода Т, через сопротивление 1с; к коллектору триода 1 (триод iq при этом закрыт) ток через обмотку реле
1сР13 не протекает, несмотря на то, что замкнуты контакты Р11С и РЛ .
11осле разряда конденсатора С> реле включается реле управления РУ первого линейного блока через контакты РК и СР>, диоды
Д7 и Дз и магнитный пускатель через контакт
РУд, разгоняется конвейер, срабатывает реле скорости PC автономного программного у;тройства и, наконец, IIO проводу I линии связи через контакт РС, реле скорости PC положительное напряжение подается ко второму линейному блоку. 1ретий конвейер запускается после срабатывания реле скорости второго конвейера и т. д.
11ри включении реле ПРИ из-за размыкания контакта 11РВ, отключается пусковое реле
РПС, размыкается, контакт Р11С5 и прекращается подача сигнала у пульта управления.
Питание сигнальных реле СР линейных блоков продолжается через контакт 11РВ.-.
С отключением реле Pile размыкает;я цепь заряда конденсатора С>, определяющего длительность включенного состояния реле ПРИ.
Для того чтобы триод Т> был открыт, необходимо, чтобы был закрыт триод Т>. Но триод
I после разряда конденсатора С запирается только в том случае, если открыт триод Т .
При закрытом триоде Тз на базу триода Т> через сопротивление R> и диод Д5 поступает отпирающее его отрицательное напряжение.
После разряда конденсатора С через базу триода Т сопротивление Rg, диод Д. -в провод 1 линии связи снова поступает положительное напряжение.
Время разряда конденсатора С> регулируется переменным сопротивлением Ro с тем, чтобы оно было достаточным для последовательного разгона всех конвейеров линии.
Отрицательное напряжение в проводе 1 линии связи после пуска конвейера не вызывает
4 отключения реле управления РУ, так как теперь включено реле скорости РС, и питание реле РУ осуществляется по цепи; провод 2 линии связи, диоды До и Д о, контакты РС, и
РУ,.
11итание реле управления РУ через контакт собственного реле скорости РС> обеспечивает его автоматическое отключение при обрыве ленты конвейера или ;нижении ее скорости ниже 25% от номинального значения (при пробуксовке).
При нормальной работе конвейерной линии однополупериодное напряжение в провод 2 линии сигнализации от обмотки N" трансформатора питания ТР, (той же полярности, что и в реле РЗС) не поступает благодаря запиранию диода Д небольшим по мощности, выпрямленным сглаженным фильтром СФ подпорным напряжением от специальной обмотки
В трансформатора питания. Это позволяет осуществить наложение телефонной связи на линию сигнализации, Само же это хорошо сглаженное подпорное напряжение не создает помех в телефонных аппаратах и не вызывет срабатывания сигнальных реле СР благодаря питанию их напряжением обратной полярности.
При посылке кодового сигнала нажатием кнопки КС „- линейного блока управления 1БУ или автоматического аварийного сигнала (тогда замыкается цепочка контактов РСЗ, РЕ4 и СР> или РА ) через диод Д4 закорачивается однополупериодное отрицательное напряжение питания реле РЗС и подпирающее сглаженное напряжение от обмотки и трансформатора питания ТР,. Реле Р3С отключается и своим контактом Р3С> аосылает в провод 2 линии связи однополупериодное положительное напряжение, пропускаемое диодами
Д.- к обмоткам сигнальных реле СР, что вызывает их срабатывание.
8 случае пробуксовки ленты или ее порыва автоматически срабатывает реле контрол скорости РС и неисправный конвейер отклю чается от всех следующих за ним конвейеров, При отключении неисправного конвейера лоявляется прерывистый звуковой сигнал.
Конвейер отключается автоматически также при заштыбовке (завале) мест пересыпа угля с конвейера на конвейер. Но это отключение сопровождается длительным звуковым сигналом. Различные звуковые сигналы получаются благодаря сигнализации диода Д4 и соответствующих контактов реле скорости РСз, реле контроля заштыбовки РК4, аварийного реле РА> и сигнального реле СР„-.
Продолжительность звуковых сигналов, подаваемых после каждого аварийного отключения, определяется временем нахождения реле скорости РС во включенном состоянии. Реле скорости PC в этом случае используется дополнительно как реле времени, благодаря включению в его цепь конденсатора С4, диода
Д з, сопротивления RI и контактов РК и
РК„ . Реле скорости РС работает в режиме от208070
50 счета времени при срабатывании реле контроля заштыбовки РК, которое включается при замыкании контакта датчика заштыбовки ДЗ, контролирующего место пересыпания с конвейера на конвейер. B этом случае замыкается контак РК2, через входную цепь триодов двухкаскадного усилителя заряжается конденсатор С4, открываются триоды Т5 и Т, и обмотка реле PC получает питание от выпрямительного моста В. Выдержка времени реле РС определяется временем заряда конденсатора С4 до номинального напряжения.
По окончании заряда конденсатора С4 закрываются триоды Т, и Т6 и реле РС отключается. При этом размыкается контакт РС3 в цепи сигнализации и аварийный сигнал прекращается.
Включение реле скорости РС для отсчета времени подачи сигнала не приводит к включению привода конвейера, так как при первоначальном отключении реле:корости РС от пробуксовки или порыва рабочего органа конвейера срабатывает и блокируется аварийное реле РА, которое своим контактом РА включает реле контроля РК Последнее, включившись своим контактом РК>, отключает реле управления РУ.
Аварийное реле РА имеет магнитную фиксацию после срабатывания, что обеспечивает блокировку и исключает повторный запуск конвейерной линии после аварийного отключения или снятия напряжения питания.
Контакты реле РА возвращаются в исходное состояние кратковременным включением тока через вторую обмотку реле путем нажатия кнопки деблокировки КД.
Качественно различные звуковые сигналы длительный и прерывистый получаются следу. ющим образом.
При заштыбовке (завале) места пересыпа срабатывает датчик заштыбовки ДЗ, что приводит к включению реле PK. Реле РК контактом РК> отключает реле управления P_#_, переключением контактов РК и РК3 включается реле PC на режим отсчета времени, а в цепи сигнализации замыкаются контакты РС3 и
РК4. При этом ток от обмотки W> трансформатора питания проходит .по следующей цепочке: начало H обмотки W>, сопротивление
R, диод gh, «земля», диод Д4, контакты РС„
РК4, РА2, кнопки «стоп» С и конец К обмотки Wi.
Замыкание этой цепочки приводит к отключению реле РЗС, замыканию контакта Р3С> и включению реле сигнализации CP. По истечении времени заряда конденсатора С4 (8—
12 век) отключится реле РС, разомкнет;я контакт RC3 и сигнал прекратится.
При автоматическом отключении конвейера в результате порыва или пробуксовки ленты включается аварийное реле РА. При этом, контактом РА подается питание на обмотку реле РК, и в дальнейшем контакты переключаются в той же последовательности, как при заштыбовке с дополнительным размыканием контакта РА в цепи сигнализации. В этом случае реле РЗС пульта управления и реле
СР линейного блока управления через цепь контактов РЗС, РСз, РК4 и СР3 работает в режиме пульс-пары, обеспечивая подачу прерывистого звукового сигнала. Длительность прерывистого сигнала, как и в предыдущем случае, определяется временем заряда конденсатора С4 в цепи двухкаскадного усилителя реле скорости РС, Наличие качественно различных звуковых сигналов позволяет оператору быстро установить причину отключения конвейерной линии.
Предмет изобретения
Устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями с двусторонней кодовой и аварийной сигнализацией, автономной телефонной связью и полярным уплотнением линии связи, содержащее пульт управления с реле звуковой сигнализации и трансформатором питания, линейные блоки управления с реле .контроля скорости, реле контроля заштыбовки, сигнальным и аварийным реле, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения надежности управления, параллельно обмотке реле звуковой сигнализации пульта управления, включенной в линию последовательно с диодом, через второй развязы вающий диод подключен источник выпрямленного подпорного напряжения с питанием от отдсльной обмотки трансформатора питания, а в цепь сигнализации встречно-параллельно обмотке сигнального реле каждого линейного блока управления включен диод через контакты реле контроля скорости, реле контроля заштыбовки, сигнального и аварийного реле.
208070
<гав 1
Составитель В. Ягнятинский
Техред Т. П. Курилко Корректоры: Т. П. Лаврухина и С. П. Усова
Редактор П. Шлайн
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 188/12 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по дсл",ì изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4



