Судовая рулевая машина
О П И С А Н И Е 206336
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 1ОХ.1966 (№ !076542/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 02,Х11.1967. Бюллетень . 4 24
Дата опубликования описания 15.П.1968
Кл. 65f2,17
МПК В 63j
УДЕ, 629.12.014.68(088.8) Комитет оо делам изобретений и открытий лри Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
М. К. Герцык и Г. Н. Быстров
Заявитель
СУДОВАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА
Известны судовые рулевые машины, состоящие из валиковых приводов со штурвалами, баллеров рулей с румпелями и зубчатых редукторов.
Особенностью описываемой рулевой машины является то, что зубчатый редуктор установлен на баллере руля и выполнен с планетарной передачей и муфтой свободного хода двустороннего действия; ведущий вал редуктора присоединен к амортизатору румпеля руля, а вилка валика привода — к внутренней обойме муфты свободного хода двустороннего действия так, что при повороте штурвала расклинивается муфта, а при повороте пера руля заклинивается редуктор.
При таком выполнении рулевой машины повышается ее к. п. д. и предотвращается поворот руля при приложении нагрузки со стороны пера руля.
На фиг, схематически изображена предложенная рулевая машина; на фиг. 2 — редуктор, разрез; на фиг. 3 — сечение по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение по Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 — сечение по  — В на фиг.2.
Штурвал 1 рулевой машины кинематически связан с валиковым приводом, имеющим зубчатый редуктор и муфту свободного хода двустороннего действия, смонтированные на баллере 2 руля 8.
Валиковьш привод состоит из тяг 4 — 7, шарнирно сочлененных с валиками 8 — 18, из которых валик 8 присоединен к шестерне (на чертеже не показана) штурвала, а валик
18 — к ведущему валу 14 редуктора (см. фпг. 2). Валики 9 — 12 соответственно связаны с коническими шестернями (не показаны), заключенными в коробки 15, 1б.
Зубчатый редуктор размещен в корпусе 17, 1р закрываемом верхней крышкой 18 и нижней
19. Он содержит центральную шестерню 20, взаимодействующую с тремя сдвоенными сателлитами 21, каждый из которых установлен в водиле 22 на осях 28 и шарикоподшипниках д 24. Сателлиты 21 одновременно взаимодействуют с неподвижным зубчатым венцом 25 и подвижным зубчатым венцом 2б, выполненным за одно целое с выходным валом 27. Вал
27 установлен в подшипниках 28.
Выходной вал посредством вставленной в него на шлицах ступицы 29 с вилкой 80, изготовленной за одно целое со ступицей, и амортизатора 81 сопряжен с румпелем 82 баллера.
В крышке 18 редуктора смонтирована муфта свободного хода двустороннего действия, состоящая из двух наружных обойм 88 (см. фиг. 5), закрепленных в этой крышке, роликов 84, двух внутренних обойм 85, закреплен30 ных на ведущем валу 14, и вилки 8б, взаимо206336 действующей через ролики 84 с внутренними обоймами 5(з. Нижняя крышка 19 выполнена с отлапкой.
Рулевая машина p;looT3cT слсдующиAI 00разом.
При вращении штурвала в ту пли иную сторону вращающий момент через В(!ли(;овы!( привод посредством вилки 86, из»имодсйствующей через расклипивасмыс при этом ролики 84 с одной из внутренних Обойх(,Б, licрсдастся ведущему валу l4 и центральной шестерне 20. От шестерни ?О приводятся ВО вращснис сателлиты 21, которые, обкатываясь вместе с водилом 22 по нсподвизкному зубчатому венцу 2(з, приводят во вращение подвижной зубчатьш венец 26 с выходным валом 27, 3 Br>(CCTC C НИМ cicpC 3 Ступицу 29, 3>(01ЗТИЗ3тор 81 и румпель 82 — баллср 2 с псром руля 8.
В случае внезапного прилозкснпя внешней
Н»ГР>> ЗКИ H3 HCPO 1ЗУ ISI, FIс !П1ЗИМС1З OT i Jc7Pсl волны, льдины и т. п., вращающий момент от
á3 7Л01зс! 1зуля B nnp 3THOI>i Hnps(JKC П01зс;(;l(> i CH ведущему валу !4, вмсстс с которым поворачиваются на незначительный угол (нс более 1 ) внутреннис обоймы 35 муфты свободного хода. При этом ролики 34 заклинив»ются между внутренней поверхность(о одной из
Н»P) !KНЫ . НСПОДВИЖНЫ . ОООИХ(E(СKОСcl! III СОответствующей впутрсннсй обоймы, обеспечивая самотормозкснпс рулевой маш;!ны. Длз(ВОЗМОЖНОСТИ Сс(МОТОРЗIОЖСНИЯ HPEI BPcl(IICÍ1111 баллера в разные стороны на внутpcHiIHx
Об(з(! (>(с!х з 3 li ilcются . скос (>(, и »П1зс!В;!(Нньlс Б
РсlЗПЫС CTOPOII(>i.
ЬЛ с(ГОДс(11 51 Нс(, illсиllо >>(М(1ЗТЬ! СВОбо И!ОГО (З ,13 двусTOpoHHcãо действия в1заща(ощий МОм HT 0T и!турв»л» беспрепятственно псрсдаст(5I бс!Л.(011 1З>а(51, IIpOH )BO, I»HO(жс В,3;(шеи И С.
i1Pil .I ilCTBIlH H0CTOPOHHCl! H»CPi 3кii иcl 1зсл! ь HcKëin (сно, тс! K к3 K 1! x свcl я ."1 l
10 шина затормажшзается.
1 1 OO(nl(EDi cl 51 СКОРОСТЬ BPHHICFIEI51 Оси!.1 CPci
Р>> ЛЯ IEPEI OIIPC jc ICHHOli CKOOOCTEI 13Pс(ЩСНИ;1 штурв»73 обеспечивается пл»нстарным зуо I атым редуктором.
IIPсд1(0т ПЗООPсTОH!i5>
СУ;(ОВ»Я 1ЗУЛСВ351 М»ШИН», СОСТОЯЩс(51 ИЗ В 1ликового приво (а со штурв»лом, баллср» руля с румпелем и зубчатого редуктор», отлачаюи1алс5(тем, что, с цслшо повышения к.ii. (.
1 П1ЗСДОТВ1З с(ЩСНИ Я HOBOPOT3 11>> Л51 ПIЗИ П1ЗИ,10ЖСНИИ Flcll p!IЗКИ CO CTOpnHBI ПС1З» 1ЗЗ ° IЯ, 3 О !
»тый редуктор установлен па б»лл(.рс руля и вьшолпсп с H1;!lie(»lpHoii псрс.(ачсй и му(р25 той свободного хода двустороннего действия, ПРИ ЭТОМ ВЕДУЩИЙ B»Л РСДУKTOPcl ПРИСОСДИПСН К с!. >(OPТI(З»TOP ic PУМIIС.15! PC,(Я, » БilЛКcl
Вс!ЛИК» П1ЗИВОДа — K ВН1 TPCHH il 000й»10 Х((J!
Ты свободного хода двустороннсгÎ ;(сйствия О 1 с! 1", >(ТО OC \ ПIССТВЛЯСТСЯ PclCK 71IHIIBc>!Пис I!0 слсдпсй при поворотс штурвала и заклинив»ппс 1зс;(уктора прп повороте пс1з;! руля.
206336
А 4
Z3
%г.5
Составптсль 11. H. Даньшин
Iосдактор Л. В. Калашникова 1скрсд T. П. Курилко Корректоры: И. Л. Кириллова и Н. В. Черник
Заказ 4601jI! T1ij)3iK 535 Подписное
IJHIIHHII Комитета по делам изобретений и открытий при Советс Министров СССР а1осква, Центр, ip, Серова, д. 4
Типография, пр, Сапунова, 2



