Стопорное устройство ручного рулевого привода судна
Мо 123420
Класс 65f-", 17
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Иностранец
Иоганнес Кно (Германская Демократическая Республика)
СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО РУЧНОГО РУЛЕВОГО ПРИВОДА
СУДНА
Заявлено 18 марта 1958 г за о 594789127 в Комитет по делам изооретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Хо 23 за 1959 г, Известные стопорные устройства ручного рулевого привода судна, например, для торможения штурвала рулевых машин при ударах воды о руль, включающие в себя продольно передвигаемую на валу руля втулку с внешней резьбой, взаимодействующую посредством ступицы штурвала с двумя свободно вращающимися и действующими через тормозны диски в противоположных направлениях запорами, обладают малым тормозным моментом и имеют, при продольном передвижении втулки под нагрузкой, значительное сопротивление трению, увеличивающее затрату сил на поворот штурвала.
Устройство, выполненное согласно изобретению, не имеет этих недостатков.
Сущность изобретения заключается в том, что на валах руля и штурвала смонтированы контрфланцы, прилегающие к тормозным дикам для передачи продольных усилий на самоустанавливающиеся шариковые подшипники.
На чертеже изображено устройство, вид сбоку с частичным разрезом в плоскости симметрии.
Вал 1 привода руля имеет прямоугольную с большим шагом нарезку
2, находящуюся в зацеплении с нарезкой вала 8 штурвала 4, при этом вал 8 с. абжен фла .цем 5.
Свободно вращающиеся запоры 6 и 7, действующие в противополож ) ных направлениях, смонтированы между двумя тормозными дисками )„ которые для увеличения тормозного действия сцеплены с валом 8. Наружные тормозные диски 8 прилегают к свободно сидящим на валах 1 и 8 контрфланцам 9 и 10, передающим продольные усилия на самоустанавливающиеся шариковые подшипники 11 и 12 и далее на корпус 13 или, соответственно, крышку 14, Для закрепления штурвала 4 при его оставлении стопорное устройсг— во снабжено вилкообразной собачкой 15.
Действие стопорного устройства против отдачи основано на том, что при повороте штурвала 4, например, на правый борт, фланец 5 при правой винтовой нарезке, прижимается к роликовому запору 6, имеющему свободный ход в этом направлении вращения, и посредством контрфланца входит в сцепление с вяло л 1 привода руля, который отклоняется на правь л борт.
¹o 12342О
Зажимное устройство роликового запора 6 препятствует вращению вала 1 привода руля в обратную сторону до тех пор, пока в результате небольшого пойорота тормозные диски 8 не отходят от вала.
При повороте руля, на левый борт описанный процесс соответственно повторится, поскольку роликовый запор 7 действует в противоположном направлении.
Предмет изобретения
Комитет по делам изобретений и открытий
Редактор P. А. Гальцева
Информационно-издательский отдел.
Объем 0,17 п. л. Зак. 977 при Совете Министров СССР
Гр :46
Подп. к печ. 4.11-60 ..
i нсна 2о кон.
Типография Комитета по делам изобретений н огкрытий при Совете Министров СГ(Р
Москва, Петровка, 14.
Стопорное устройство ручного рулевого привода судна, напримео, для торможения штурвала рулевых машин при ударах воды о руль, включающее в себя продольно передвигаемую на валу руля втулку с внешней резьбой, взаимодействующую посредством ступицы штурвала с двумя свободно вращающимися и действующими через тормозные диски в противоположных направлениях запорами, о т л и ч а ю щ е е с я тем; что, с целью повышения тормозного момента и облегчения поворога штурвала, на валах руля и штурвала смонтированы контрфланцы, прилегающие к тормозным дискам для передачи продольных усилий на самоустанавливающиеся шариковые подшипники.

