Рельсовая цепь
) 9693!
Союэ Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 19.111 1966 (№ 1062305126 24) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 31 V.1967. Бюллетень № 12
Дата опу бликования описания 21 VII.1967
Кл. 20i, 38/10
МПК В 611
УДК, 656.259,12:621.3.025 (088.8) Котвитет по делам иаабретеииЯ и открытиЯ при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
В. А. Лещинский и И. 3. Скрыпин
Заявитель
Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта имени С. М. Кирова
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ
Уже известны рельсовые цепи, содержащие путевой трансформатор, фазочувствительный элемент в виде кольцевого детектора, фильтр и приемное путевое реле.
Широко известны и рельсовые цепи с сигнальным током тональной частоты.
Предложенная рельсовая цепь отличается от известных тем, что, с целью повышения надежности работы путем определения воздействия поездного шунта на рельсовую линию от изменения сопротивления изоляции рельсов по увеличению аргумента входного сопротивления, вторичная обмотка путевого трансформатора подключена через фильтр и реактивное сопротивление к рельсовой цепи и к одной из диагоналей кольцевого детектора, в другую диагональ которого включено путевое реле, а в цепь питания кольцевого детектора включен контакт путевого реле, периодически выключающий и включающий фазосдвигающий элемент в цепи питания кольцевого детектора.
На фиг. 1 изображена блок-схема рельсовой цепи; на фиг, 2 — зависимость аргумента входного сопротивления рельсовой линии от места положения шунта при различных частотах сигна» ; на фиг, 3 — принципиальная электрическая схема рельсовой цепи; на фиг. 4 — фазовые соотношения на входе кольцевого детектора.
Рельсовая цепь состоит из генератора 1 тональной частоты, вырабатывающего синусоидальное напряжение частотой порядка 10 кгпв, путевого трансформатора 2, от вторичных оомоток которого питается рельсовая цепь и подается сигнал на фазочувствительный элемент
8, конденсатора 4, с которого снимается управляющий сигнал на фазочувствительпый элемент 8. Последний анализирует напряже10 ния, снимаемые с конденсатора 4 и путевого трансформатора 2 с точки зрения фазовых соотношений, Путевое реле б работает в импульсном режиме в зависимости от сигнала, поступающего с фазочувствительного элемен15 та 8. Повторитель путевого реле б подает информацию о свободности пли занятости путевого участка. Аппаратура рельсовой цепи подключается к рельсам через селективный элемент 7, настроенный на частоту генератора 1, 20 благодаря чему исключаются воздействия на рельсовую цепь гармонических составляющих тягового тока и других источников помех.
Как показали данные измерений, аргумент входного сопротивления рельсовой линии составляет 20 — 30 в нормальном режиме. В шунтовом режиме приближение шунта к точке подключения вызывает увеличение аргумента, принимающее с ростом частоты более резко выраженныи характер (см. фиг. 2). На30 пример, при частоте сигнального тока поряд196931 ка 10 кга аргумент возрастает вдвое па участке длиной около 1 00 я. Это явление использовано для синтеза рельсовой цепи с фазочувствительным путевым"йриемником.
Рельсовая:йепь действует следующим обра- зом. Напряжение от генератора 1 через путевой трансформатор 2. и конденсатор 4 подается на рельсовую лйнию. При свободном путевом участке аргумент входного сопротивления рельсовой линии составляет 20 — 30, Поэтому между напряжениями D, на диагонали фазочувствительного элемента 8 и U „на конденсаторе 4 будет сдвиг фаз, близкий к нулю. Эти напряжения подаются на фазочувствительный элемент, выполненный в виде кольцевого фазового детектора на диодах 8—
1! и сопротивлениях 12 — 15. Для нормальной работы кольцевого фазового детектора необходимо, чтобы выполнялось следующее условие:
U „ 2 U, 11оэтому напряжение U „с конденсатора 4 поступает на детектор через трансформатор
1б. Напряжение U> на выходе детектора пропорционально амплитуде напряжения U, и разности фаз между напряжениями U, и уп 1оскольку амплитуда напряжения U, постоянна, то изменение напряжения Ур на выходе детектора будет определяться только разностью фаз между напряжениями U, и
vs При разности фаз между U, и U „ близкой нулю, на выходе фазового детектора будет максимальное напряжение (см. фиг.
4, а), достаточное для срабатывания путевого р ле 5. Срабатывая, путевое реле 5 замкнет свой контакт 17 и зашунтирует емкость 18.
Теперь между напряжениями U, и U „будет сдвиг фаз, близкий к 90, и на выходе фазового детектора напряжение также стремится к нулю (см. фиг. 4, б). Путевое реле 5 отпустит свой якорь, контакт 17 разомкнется, и реле вновь возбудится.
Таким образом, при свободном путевом участке путевое реле 5 работает в импульсном режиме. Повторитель путевого реле б известным способом дешифрирует импульсы, поступающие от путевого реле 5, и дает информацию о свободном состоянии путевого участка.
При закорачивании путевого участка колесной парой аргумент входного сопротивления увеличивается до 80 — 85 . 5 гол между напряжениями Uz и У,„также станет близким к
90 . При этом путевое реле 5 отпустит свой якорь, и импульсный режим его работы нарушится. Повторитель путевого реле б также отпустит свой якорь и выдаст информацию о занятости путевого участка. В шунтовом режиме состояние путевого реле 5 (под током или без него) зависит от момента наложения шунта, Если шунт появится на участке в момент, когдг, якорь реле 5 притянут и конденсатор 18 закорочен, то путевое реле 5 останется под -оком. В любом случае в шунтовом режиме нарушается импульсный режим работы путевого реле 5, и повторитель путевого реле б даст информацию о занятости путевого участка.
При выходе из строя любого элемента рельсовой цепи, а также при обрыве или коротком замыкании кабеля и соединителей, нарушаетcs; импульсный режим путевого реле 5, и рельсовая цепь показывает занятость путевого участка.
25 Благодаря импульсному режиму работы рельсовой цепи повышается ее шунтовая чувствительпость и увеличивается зона действия.
Предмет изобретения
Рельсовая цепь, содержащая генератор тональной частоты, путевой трансформатор, фазочувствительпый элемент в виде кольцевого детектора, фильтр, приемное путевое реле и
35 его повторитель, отлачиощаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем определения воздействия поездного шунта на рельсовую линию от изменения сопротивления изоляции рельсов по увеличению аргу40 мента входного сопротивления, вторичная обмотка путевого трансформатора подключена н рез фильтр и реактивное сопротивление к рельсовой цепи и к одной из диагоналей кольцевого детектора, в другую диагональ которо45 го включено путевое реле, а в цепь питания кольцевого детектора включен контакт путевого реле, периодически выключающий и ьключающий фазосдвигающий элемент в цепь питания кольцевого детектора.


