Инерционная муфта б.ф.кочеткова
Использование: в машиностроении, в частности в транспортном машиностроении и станкостроении, а также в составе автоматических передач. Ведущий 1 и ведомый 2 валы размещены на одной осевой линии ОО муфты, поперечно к которой установлено водило 3, связанное с валом 1 при помощи шарнира 4 в виде подшипника с возможностью свободного вращения. К оси прикреплено зубчатое коническое планетарное колесо 5, которое находится в зацеплении с ведомым центральным зубчатым коническим колесом 6, закрепленном на ведомом валу 2. На концах водила 3 закреплены инерционные грузы в виде маховиков 7. Осевая линия OiOi маховиков 7, планетарного колеса 5 и водила 3 пересекается с осевой линией ОО муфты в точке О1, являющейся центром вращения всех элементов муфты. Вращающий момент передается за счет вращения маховиков 7 и планетарного колеса 5 одновременно вокруг двух осевых линий 00 и OiOi, или центральной точки О1, что приводит к постоянным изменениям на правления вектора их главного момента количества движения. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
/ (ю!)5 F 16 0 43/14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4952102/27 (22) 28.06.91 .(46) 15.06.93. Бюл. hk 22 (75) Б.Ф.Кочетков (56) Авторское свидетельство СССР.
М 1555565, кл. F 16 0.43/14, 1990. (54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА Б.Ф.КОЧЕТКОВА (57) Использование: в машиностроении. в частности в транспортном машиностроении и станкостроении, а также в составе автоматических передач. Ведущий 1 и ведомый 2 валы размещены на одной осевой линии 00 муфты, поперечно к которой установлено водило 3. связанное с валом 1 при помощи шарнира 4 в виде подшипника с возможностью свободного вращения. К оси прикреп„„Я2 „„1 ф21582 А1 лено зубчатое коническое планетарное колесо 5, которое находится в зацеплении с ведомым центральным зубчатым коническим колесом 6, закрепленном на ведомом валу 2, На концах водила 3 закреплены инерционные грузы в виде маховиков 7.
Осевая линия 0101маховиков 7, планетарного колеса 5 и водила 3 пересекается с осевой линией 00 муфты в точке О, являю1 щейся центром вращения всех элементов муфты. Вращающий момент передается за счет вращения маховиков 7 и планетарного колеса 5 одновременно вокруг двух осевых линий 00 и 0101, или центральной точки О, :то приводит к постоянным изменениям на правления вектора их главного момента количества движения. 2 ил.
162 1ЩР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машинострО8нии и станкостроении, в частности в автоматических передачах.
Целью настоЯщеГО изобретения является Обеспечение плавности рабОты, уменьцгение динамических наГрузок, повышени8 компактности и нагрузочной способности.
На фиг. 1 и 2 изображена инерционная муфта в двух проекциях, Инерционная муфта содержит. размЕщенные на общей оси 0-0 ведущую полумуфту, состоящую из ведущего вала 1 с водилом 2, и ведому о попумуфту, включающу о ведомый вал 3 с установленным на нем зубчатым коническим центральным колесо : 4, Водило соединено с ведущим валом при помощи шарнира 5 с возмОжностью вращения вокруг своей оси 01-01, перпендикулярной оси О-О муфты и пересекающейся с ней в центральной точке 01, На одном конце водила закреплено зубчатое коническое планетарное колесо 6, находящееся в зацеплении с центральным колесом
4. На концах водила по обе стороны от оси
О-О муфты закреплены инерционные грузы
7, выполненные в виде маховиков. Ьалансировка водила обеспечивается при помощи противовеса 0, уравновешивающего массу планетарного колеса 6 относительно оси
О-О.
Инерционная муфта работает следующим образом;
При вращении ведущей полумуфты 1, 2, 5 вокруг оси 0-0 муфты и неподвижном ведомом вале 3 или при частоте его вращения моньшей частоты вращения ведущего вала
1 планетарное колесо 6 обкатывается по центральному колесу 4, приводя во вращение вокруг оси 01-01 водило 2 и свлзанные с ним инерционные грузы — маховики 7, При этом маховики совершают двоякое вращение одноврсменно вокруг пересекающихся осей 0-0 и 01-01, что является их вращением вокруг центральной точки О пересече1 нля этих осей, Вращающиеся маховики име1от определенный момент количества движения. Известно, что момент количества движения относительно точки является векторной величиной и при этом он проявляетсл с соблюдением фундаментального физического "àêîíà сохранения,,В данном
"О случае направление вектора момента количества движения постоянно принудйтельно изменяется вместе с изменением положейия оси 01-01 водила 2 относительно оси
0-0 муфты, что является следствием воздей15 ствия на маховики внешних сип со стороны центрального колеса 4. При этом центральное колесо 4 соспринимает момент силы со стороны маховиков 7 и передает его на ведомый вал 3, Величина передаваемого вра20 щающего момента зависит от интенсивности изменений момента количества движения, т.е. от частоты вращения маховиков одновременно вокруг асей 0-0 и
G1 01 следовательно, она находится в прямой зависимости От разности уГлоыых скО ростей ведущего 1 и ведомого 3 валов.
Формула изобретения
Инерционная муфта, содержащая соосные ведущу|о полумуфту с водилом и ведому;о полумуфту, кинематически связанные между собой посредством инерционных грузов и зубчатого конического планетарного колеса, размещенного на одном конце водила и расположенного на ведомой полумуфте зубчатОГО конического центральнОГО колеса, О т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения плавности работы, уменьше., Ния динамических нагрузок, повышения компактности и нагрузочной способности, 4lO инерционные грузы выполнены в виде маховиков„закрепленных на концах водила, последнее соединено с ведущей полумуфтой шарнирно с возможностью вращения вок, руг своей оси.
1821582
Составитель Б.Кочетков
Техред М,Моргентал Корректор A. Мотыль
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Йатент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2096 Тираж, Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5


