Устройство для сброса жидких низкотемпературных реагентов с летательного аппарата
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„59„„1816719 А1 (51)5 В 64 0 1/16
ГОСУДАРСТВЕН-ЮЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ л
7 1 о У ЮE183 77 138 М
21
2 (21) 4879942/23, ми сйстемы подм(йга 3 для принудительного (22) 05.11.90 . Вскрытия корпуса и терочными воспламени(46) 23.05.93, Bioii. M. 19 . .,; .. телями 18, устанавливается на борт лета(75)О.КзФедоров .,: : тельного аппарата с фиксированием (56) Патент США М 3441214; кл. 239-2, 1967. внешнего корпуса 9, а внутренний корпус 1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЙ СБРОСА ЖИДКИХ: установлен s нем свободно. Внутренний
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ РЕАГЕНТОВ С:; корпус снабжен йоворотными аэродинамиЛЕТАТЕЛЬНОГО АРАРАТА : .::: " : часкими щниткамин 2 с приводом открытия их (57) Изобретение относится к метеорологии,: и заполнен реагентом 6 s капсулах 7 и без в частности к устройствам для воздействия них. Привод открытия аэродйнамических
: на атмосферу путем введения в ее заданную -: . щитков выполнен в виде дополнительного . область порций реагентов. Целью изобрете- . канала огйенпроводных шнуров, Й также сония яеяяется нсвышениезффектианостиис- держит удяиненнид куиуяятивный заряд 4, / пользования устройства. Цель достигается соединейный с oríåïðîâoäíûì шнуром .,тем, что устройство, содержащее упаковку:.: принудительного вскрытия внутреннего .: для реагента, выполненную в виде внешнего корпуса. Каждая капсула выполнена с тари ермоизоляционного 9 и внутреннего t кор- : рованным по расходу реагента отверстием пусов, подвеску в виде фала 17 и взрывное и имеет форму типа "клиновое семья", 4 з,п, приспособление с огнепроводными шнура- ..ф-лы, 12 ил.
1816719
Изобретение относится к метеорологии, в частности к устрЬйствам для воздействия на атмосферу путем введения в ее задан ную область по рций реагентов.
Цель изобретения — повышение эффективности использования устройства путем устранения указанных недостатков.
Все указанные отличия позляют не только длительно хранить в устройстве жидкие низкотемпературные реагенты, но и дают возможность значительно увеличить эффективность авиаработ.
На фиг,1 показано устройство в сборе; на фиг.2 — вид на верхнюю грань внутреннего корпуса устройства; на фиг.3 — установка поворотного аэродинамического щитка на внутреннем корпусе устройства; на фиг.4— общая схема работы устройства; на фиг.5— внешний вид устройства при падении на участке Н1 (фиг.4); на фиг.б — внешний вид устройства при падении на участке Н2 (фиг.4); на фиг.7 — внешний.вид устройства при падении на участке Н3 (фиг.4); на фиг.8 — вид устройства на участке падения
Н4 (фиг,4); на фиг,9 — положение поворотного аэродинамического щитка, размещенно го на боковой грани внутреннего корпуса устройства; на фиг.10- положение поворотного аэродинамического щитка, размещенного на противоположной (относительно положения фиг.9) Фуфковой грани устройства; на фиг.11 — продольный разрез капсулы; на фиг.12 — вид на капсулу сверху (относительно вида на фиг.11).
Устройство состоит из внутреннего корпуса 1 (фиг.1), на котором смонтированы поворотные аэродинамические щитки 2, системы поджига 3 огнепроводных шнуров и удлиненного кумулятивного заряда (УКЗ) 4.
Горловина 5 (фиг,З) в корпусе 1 служит для снаряжения в корпусе 1 реагента 6 и капсул
7 (рис.1). Закрывается горловина 5 заглушкой -клапаном 8 (фиг.1, 3).
Внутренний корпус 1 установлен во внешний термоизоляционный корпус 9, с откидывающейся стенкой 10, имеющей воэможность поворачиваться на оси 11 и запираться в закрытом положении с "-x сторон защелками 12 (фиг.1).
На борту летательного аппарата устройство хранится в накопителе 13 с фиксированием наружного корпуса 9.
Для сброса давления изнутри корпуса 1 заглушка-клапан 8 имеет упруго-эластичный буртик 14 (фиг.2, 3). Выгрузка устройства из накопителя 13 обеспечивается бортовым манипулятором
15 (фиг.1), Система поджига огнепроводных шнуров 3 состоит из соединительного кольца 16 на одном конце гибкого фала 17 (фиг.1, 2) и терочных воспламенителей 18, поджигающих огнепроводные шнуры 19 и 20(фиг.2, 3).
Огнепроводный шнур 19 задействует в работу пирочеку 21 (фиг,1, 3) удерживающие пружинные механизмы 22 и 23, проворачивающиеся части 24 и 25 подкоса 26 (фиг.7, 8).
Полые капсулы 7, размещаемые внутри
10 корпуса 1 имеют тарированные по расходу реагента Отверстия 27 (фиг.11, 12).
Работает устройство следующим образом. Во внутренний корпус 1, через горловину 5 снаряжаются капсулы 7, 15 заполненные реагентом, а затем доливается, реагент 6, после чего горловина 5 закрывается заглушкой-клапаном 8 (фиг,1, 2), Снаряженным реагентом внутренний корпус 1 устанавливается во внешний тер20 моизоляционный корпус 9 при открытой стенке 10 корпуса 8, после чего передняя стенка 10 поворачиваясь на оси 11 закрывается и запирается с двух сторон защелками
12. Собранное и снаряженное устройство размещается ярусами в бортовой накопитель 13. Заглушка-клапан 8, изготовленная из специальной резины, функционирует как предохранительный клапан, сбрасывает внутреннее давление в корпусе 1 за счет
30 отжатия упруго-эластичного буртика 14 от поверхности корпуса 1 (фиг,З).
Перед сбросом устройства с летательного аппарата, бортовой манипулятор 15 нажимает на защелку 12, в результате чего
35 стенка 10, поворачиваясь вокруг оси 11, откидывается верхним концом вниз и захваты манипулятора 15 подводятся под внутренний корпус 1, вынимают его из бортового накопителя 13 (фиг.1) и ставят на механизм
40 подачи расходного накопителя (на фиг.не показан), где происходит сочленение соединительного кольца 16, закрепленного на гибком фале 17 с конструкцией расходного накопителя.
После сброса устройства с летательного аппарата, оно падает на глубину длины фала
17, закрепленного одним концом через кольцо 16 с летательным аппаратом. и другим концом этого фала выдергиваются из
50 системы поджига 3 закрепленные на нем подвижные части терочных воспламенителей 18, поджигающих огнепроводные шнуры 19 и 20. Длина огнепроводных шнуров19 и 20, тарированных по скорости горения, определяют время падения устройства на участках Н1 и Н1+ Н2+ НЗ (фиг.4). В конце участка Н1 огнепроводный шнур включает на срабатывание пирочеку 21, освобождающую от зачековки кромку поворотных аэродинамических щитков 2.
1816719.5
35
50
Поддействием пружинных механизмов
22 и 23 проворачиваются части 24 и 25 подкоса 26 (фиг.2, 6, 7, 8) устанавливающие аэродинамические щитки 2 в положение перпендикулярное первоначальному, Части
24 и 25 подкосов 26 сделаны разной длины, поэтому аэродинамические щитки устанав: ливаются и фиксируются под разными углами а1 и а к верхней грани корпуса 1
Abinr.6, 9, 10).
Устройство, вращавшееся произвольно при падении на участке Н1 и Н2 (фигЯ) вокруг своего центра масс(ЦМ), за счет аэроди намических сил, прилагаемых к
: аэродинамическим щиткам 2, стабилизиру. ется относительно набегающего потока воздуха, так как результирующая аэродинамических- сил (центр давления) размещается выше центра масс.
В связи с тем, что аэродинамические щитки 2 имеют наклон ("угол крутки") к верхней полости корпуса 1 (фиг.9, 10) они работают в набегающем воздушном потоке при падении как воздушный винт. Разный наклон -а1 и а аэродинамических щитков 2 (фиг.9, 10) приводит к падению устройства с вращением вокруг продольной оси и удалению по винтовой траектории в ту или иную сторону от вертикальной плоскости полета летательного аппарата в момент сброса.
На конце участка падения НЗ (фиг.4) огнепроводный шнур 20 (фиг.2) инициирует срабатывание удлиненного кумулятивного заряда {УКЗ), который разрезает корпус 1 на две части, давление набегающего потока воздуха на щитки 2 разбрасывает части корпуса, давая возможность выходу капсул
7, наполненным жидким низкотемпературным реагентом 6 в атмосферу (фиг.8).
Капсулы 7, имеющие аэродинамическую форму типа "кленовое семя", разлетаются при падении, вращаясь и разбрасывая реагент, поджимаемый центробежными силами к отверстию 27, обеспечивающему его дозированный расход (фиг.4, 11, 12).
Испытания действующих макетов устройства подтвердили функциональное сра, батывание всех его частей. Расчет скорости падения частей устройства и полых капсул показал отсутствие убойной энергии по принятым нормам при случайном падении их на людей или животных. Что касается соотношения размеров 0 к d, 0 к L, L к К полых
- капсул (фиг.11, 12) то они могут устанавливаться в зависимости от решения конкретных задач по воздействиям и уточняться экспериментально.
То же касается и "углов крутки" а1 и а, Использование устройс" ва позволяет, в частности, более эффективно проводить засев больших площадей переохлажденных слоистых облаков таким перспективным низкотемпературным реагентом, как жидкий азот. Площадь засева с одного пролета летательного аппарата может быть увеличена до 3-х раз по сравнению с линейным засевом непрерывным расходом гранул твердой углекислоты или пористых гранул, пропитанных жидким азотом.
Перспективно использование устройства для воздействия на конвективные облака.
Порции хладагентов могут вноситься в нужную часть облака и распределяться там для создания необходимых объемных концентраций по мере падения капсул.
Формула изобретения
1. Устройство для сброса жидких низкотем пературн ых реагентов с летател ьного аппарата, содержащее упаковку реагента, и взрывное приспособление, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышенИя эффективности использования устройства, упаковки выполнены в виде внешнего термоизоляционного корпуса, закрепленного на борту летательного аппарата, свободно установленного в нем внутреннего корпуса, который снабжен поворотными аэродинамическими щитками с приводом их открытия и заполнен реагентом и капсулах и без них, при этом взрывное приспособление снабжено огнепроводными шнурами для принудительного вскрытия корпуса и терочными воспламенителями, кроме того, устройство снабжено подвеской в виде фала.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что привод открытия аэродинамических щитков выполнен в виде дополнительного канала огнепроводных шнуров.
3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю,щ е ес я тем, что оно снабжено удлиненным кумулятивным зарядом, соединенным с огнепроводным шнуром принудительного вскрытия внутреннего корпуса.
4, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждая капсула выполнена с тарированным по расходу реагента отверстием.
5. Устройство по пп,1 и 4, о т л и ч а ющ е е с я тем, что капсула выполнена по форме типа "кленовое семя".
1816719
1816739
Фиг. 5
1816719
1816719
37 7
Фиг.l2
Составитель О. Федоров
Техред M.Moðãåíòàë Корректор M. Максимишинец
Редактор Т. Иванова
Заказ 1705 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, М(-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101






