Способ приведения летательного аппарата к месту приземления и комплекс устройств наземного и бортового оборудования
Авторы патента:
Способ и комплекс устройств используются в авиации для обеспечения посадки. Для этого летательный аппарат и место посадки соединяют гибкой связью и, поддерживая ее в натянутом состоянии, определяют ее длину и углы наклона. В результате этих измерений определяют разность координат летательного аппарата и места посадки. Доставка конца гибкой связи осуществляется с помощью летающего управляемого якоря с головкой самонаведения. 2 с. и 4 з. п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к способам и устройствам, обеспечивающим посадку самолета, преимущественно в сложных метеоусловиях.
Известен способ приведения самолета к месту приземления в условиях плохой видимости с использованием комплекса наземного радиооборудования (Авиация. Энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". Центральный аэродинамический институт имени проф. Н.Е.Жуковского, М., 1994), в котором наземные курсо-глиссадные радиомаяки задают траекторию исходного невозмущенного движения самолета при посадке. Отклонение самолета от траектории глиссады, задаваемой перечислением их радиосигнальных зон, фиксируется его бортовыми радиоприемниками. Полученная с их помощью информация через пилотно-командный прибор поступает пилоту, который использует ее при маневрировании в процессе приведения самолета к месту приземления. Известны способы управления летательным аппаратом с использованием гибких связей, например, способы управления полетом реактивного снаряда по проводам, описанные в книге Евдокимова Б.И. "Противотанковое реактивное оружие". М.: Издательство Минобороны Союза ССР, 1959, а также кордовыми моделями самолетов (Сироткин Ю. А. В воздухе пилотажные модели. М.: Изд-во ДОСААФ, 1972). В качестве прототипа по комплексу устройств выбрана система, основанная на использовании снаряда "воздух-земля" для доставки каната с летательного аппарата к находящейся на земле сетевой конструкции и закреплении его на ней с целью последующего подъема на летательный аппарат (патент США N 5.137.193, кл. B 64 D 1/00, 1992). Назначение выбранной в качестве прототипа системы заключается в подъеме груза с земли на летательный аппарат. Ее использование для приведения самолета к месту посадки не представляется возможным без устройств натяжения гибкой связи, измерения ее длины и углов отклонения относительно центра масс, используемых для непрерывного определения его местоположения относительно начала взлетно-посадочной полосы. Кроме того, в прототипе не предусмотрены устройства, позволяющие уменьшить скорость встречи снаряда с сетевой конструкцией. Задача изобретения - повышение надежности приведения летательных аппаратов к месту посадки в условиях низкой видимости. Задача решается тем, что при заходе на посадку летательный аппарат соединяется с местом посадки механически, при помощи гибкой связи. Для соединения с борта летательного аппарата запускают летающее устройство, наводимое головкой самонаведения на источник излучения, размещенный в механизме улавливания, который устанавливается на месте посадки. Летающее устройство доставляет свободный конец гибкой связи с борта летательного аппарата в механизм улавливания, в котором он закрепляется при помощи якорного устройства. Затем гибкая связь натягивается, а ее длина и положение относительно направления полета и гировертикали измеряются. Используя эти сведения, бортовая аппаратура летательного аппарата определяет высоту, скорость полета, расстояние до места, на котором закреплен конец гибкой связи, и другие параметры, необходимые при маневрировании в процессе приведения. Использование механической гибкой связи для определения координат летательного аппарата при приведении к месту посадки вместо радиотехнических средств исключает влияние радиопомех, позволяет отказаться от использования курсо-глиссадных радиомаяков и соответствующей бортовой радиоаппаратуры, а также уменьшить мощность радиоизлучения в районе расположения аэродрома. На фиг. 1 изображены пусковое устройство, летающее устройство и механизм его улавливания; на фиг. 2 - их кинематическая схема; на фиг. 3 - взаимное положение пускового и улавливающего устройств при запуске якоря с борта летательного аппарата; на фиг. 4 - с места посадки, а также измеряемые параметры гибкой связи [длина (L); угол между положением гибкой связи, направлением полета (



Формула изобретения
1. Способ приведения летательного аппарата, находящегося в свободном полете, к месту посадки, заключающийся в измерении координат летательного аппарата, вычислении разницы между измеренными и требуемыми координатами и маневрировании летательным аппаратом для уменьшения этой разницы, отличающийся тем, что между летательным аппаратом и местом посадки устанавливают механическую гибкую связь и, поддерживая ее в натянутом состоянии, вычисляют разницу между их координатами, измеряя длину и углы наклона связи. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что установление гибкой связи осуществляют запуском с борта летящего летательного аппарата свободного конца гибкой связи, который на месте посадки улавливают и закрепляют. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что свободный конец гибкой связи запускают с места посадки, а улавливают и закрепляют на летательном аппарате. 4. Устройство приведения летательного аппарата к месту посадки, содержащее наземную и бортовую аппаратуру для измерения координат и вычисления их разности, соединенную с устройствами маневрирования летательного аппарата, отличающееся тем, что оно снабжено летающим средством для доставки свободного конца гибкой связи с борта летательного аппарата к механизму улавливания, установленному на месте посадки, например управляемым якорем, устройством его пуска и механизмом улавливания, закрепления и гашения кинетической энергии, а устройство измерения координат выполнено в виде механизма натяжения с приборами для измерения длины, углов наклона гибкой связи и вычислителем разности координат, использующим данные этих измерений для корректировки параметров полета. 5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что летающее средство для доставки свободного конца гибкой связи выполняют в виде управляемого по направлению и скорости снаряда, снабженного механизмом рассоединения гибкой связи и якорным устройством для взаимодействия с механизмом улавливания, закрепления и гашения кинетической энергии снаряда, например, выполненным в виде эластичной сети. 6. Устройство по пп.4 и 5, отличающееся тем, что летающее средство снабжено головкой самонаведения и измерения дальности до цели, а механизм улавливания снабжен согласованным с ней излучателем.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Установка газодинамического тушения // 2109535
Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к противопожарной технике, использующей реактивный поток газотурбинного двигателя для тушения пожаров, в первую очередь лесных
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу слива жидкости с летательного аппарата-танкера, например, для борьбы с пожарами
Способ торможения скоростного объекта // 2105701
Изобретение относится к способам торможения скоростных объектов и может быть применено в авиации, например при посадке летательных аппаратов в аварийных ситуациях
Изобретение относится к авиации, в частности к парашютному десантированию грузов, т.е
Блок выброса зарядов // 2105698
Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть использовано в конструкциях блока выброса зарядов, например, с противорадиолокационными или инфракрасными помехами
Универсальный вертолет // 2104905
Изобретение относится к технике тушения пожаров в городах в высотных зданиях и лесных пожаров в Российской Федерации
Изобретение относится к области авиации и предназначено для автоматической стыковки электрических магистралей частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы или отделяемых в полете блоков с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов
Самолет-амфибия для тушения лесных пожаров // 2101216
Изобретение относится к области авиатехники, в частности к гидросамолетам для тушения лесных пожаров
Туалетное устройство // 2100254
Изобретение относится к авиационному транспорту и может быть использовано при разработке технологических способов аварийного торможения скоростных летательных аппаратов при их аварийной посадке
Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения аварийного летательного аппарата
Изобретение относится к области авиации
Управляемая парашютная система // 2111898
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к управляемым парашютным системам, которые могут применяться для различных целей: для доставки грузов в труднодоступные районы, районы стихийных бедствий, аварий, для диагностики и разведки различных районов и т.д
Система спасения летательного аппарата // 2111899
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам спасения летательных аппаратов с помощью парашютов
Устройство для уборки гибких элементов // 2112706
Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, в частности к устройствам для уборки гибких элементов, например канатов, в летательный аппарат (вертолет или другой объем) после десантирования людей с летательного аппарата с заданной высоты на земную водную поверхность при спасательных работах
Противообледенительное устройство // 2112708
Изобретение относится к области противообледенительных импульсных устройств и может быть использовано преимущественно на летательных аппаратах для удаления образований льда
Устройство для раскрытия парашюта // 2112709
Изобретение относится к парашютной технике и может быть использовано в устройствах для раскрытия ранца парашюта и для введения в действие парашютно-спасательных систем